Законодательство
Ставропольский край

Ставропольский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 марта 2011 г. по делу № А63-10821/2010

г. Ставрополь

Резолютивная часть решения объявлена 9 марта 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 16 марта 2011 г.
Арбитражный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Зорина В.А., судей Быкодоровой Л.В., Тлябичевой З.Р., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивлевой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" в городе Лермонтове к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" о признании не действующим с момента опубликования абзаца третьего пункта 1.1 постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 18.11.2008 № 33/1 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям государственным унитарным предприятием Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" в 2009 году",
при участии представителей заинтересованного лица - Гуньковой Ж.А., доверенность от 16.04.2010 № р-01-09/777 (представитель Региональной тарифной комиссии Ставропольского края); Исраелян Л.В., доверенность от 27.12.2010 № 07-ю (представитель ГУП СК "Ставрополькрайводоканал"),
в отсутствие надлежащим образом извещенного о дате рассмотрения дела заявителя,

установил следующее:

муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал" города Лермонтова Ставропольского края (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края (далее - заинтересованное лицо, РТК Ставропольского края), ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" (далее - заинтересованное лицо) о признании не действующим с момента опубликования абзаца третьего пункта 1.1 постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 18.11.2008 № 33/1 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям государственным унитарным предприятием Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" в 2009 году".
МУП "Горводоканал" города Лермонтова ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя МУП "Горводоканал" города Лермонтова в соответствии с пунктом 3 статьи 156 и пунктом 2 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители заинтересованных лиц в судебном заседании с требованиями заявителя не согласились, указали, что оспариваемый акт принят с соблюдением действующего законодательства. Пояснили, что постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 24.12.2009 № 63/6 оспариваемое постановление признано утратившим силу с 01.01.2010, поэтому предмет спора в настоящее время отсутствует.
Кроме того, представители заинтересованных лиц по существу пояснили, что исходя из экономически обоснованных расходов 2357804 руб., необходимой прибыли 42920,6 руб. и объема реализации 93169,7 куб. м воды экономически обоснованный тариф на услуги водоснабжения ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" на 2009 г. составил 25,77 руб. за 1 куб. м воды без налога на добавленную стоимость (2357804 + 42920,6 = 2400724,6 : 93169,7).
Однако в связи с обращениями органов местного самоуправления города Лермонтова к Губернатору Ставропольского края о необходимости снижения тарифа для абонентов г. Лермонтова в целях предотвращения резкого, более чем в два раза, повышения тарифа для потребителей Лермонтовского МУП "Горводоканал" Региональной тарифной комиссией Ставропольского края был рассчитан другой вариант тарифов на услуги систем водоснабжения, предоставляемые ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", возмещающих предприятию те же расходы и тот же размер необходимой прибыли, признанные экономически обоснованными. Тарифы для абонентов г. Лермонтова не выше экономически обоснованных затрат, как утверждает заявитель, а ниже и снижены за счет повышения тарифа потребителям остальных муниципальных образований Ставропольского края, обслуживаемых предприятием (более 240), в том числе и другим организациям Ставропольского края, осуществляющим деятельность в сфере холодного и горячего водоснабжения, без изменения экономически обоснованных расходов предприятия на эти услуги путем перераспределения прибыли. При этом потребителям г. Лермонтова обеспечен равнозначный с другими потребителями Ставропольского края рост тарифов на услуги водоснабжения.
Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, абзацем третьим пункта 1.1 постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 18.11.2008 № 33/1 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям государственным унитарным предприятием Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" в 2009 году" утверждены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" потребителям города Лермонтова, осуществляющим деятельность в сфере холодного водоснабжения, в размере 7,94 руб./куб. м.
Установление отпускной стоимости на воду в размере 7,94 руб. за 1 куб. м. на 2009 г. превысило стоимость воды, потребляемой водоканалами близлежащих городов региона Кавказских Минеральных Вод, более чем в два раза и привело к образованию у заявителя задолженности за потребленную воду перед ГУП "Ставрополькрайводоканал" в сумме 5440508 руб. 91 коп.
Считая свои экономические интересы ущемленными, предприятие обратилось в суд с заявлением о признании недействительным установленного тарифа на 2009 г.
Регулирование тарифов на услуги водоснабжения, предоставляемые ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", осуществляется РТК Ставропольского края в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) и Положением о региональной тарифной комиссии Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 02.07.2007 № 413.
Порядок обращения организации коммунального комплекса в регулирующий орган с заявлением о согласовании производственной программы и утверждении тарифов на очередной период регулирования установлен Федеральным законом № 210-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" обратилось в РТК Ставропольского края с заявлением от 09.10.2008 № 06-15/3060 о согласовании производственной программы предприятия на 2009 г. и установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, обеспечивающих получение предприятием финансовых средств, необходимых для ее реализации.
Заявление предприятия с приложенными документами согласно резолюции председателя комиссии в соответствии с Положением об отделе регулирования тарифов в сфере жилищно-коммунального комплекса, утвержденным председателем РТК Ставропольского края 15.01.2008, передано для рассмотрения в указанный отдел.
По результатам анализа указанных материалов подготовлено заключение отдела регулирования тарифов в сфере жилищно-коммунального комплекса Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 14.11.2008 о рассмотрении производственной программы ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" по обеспечению оказания услуг в сфере водоснабжения и водоотведения на 2009 г. и предложения предприятия по установлению соответствующих ей тарифов.
Порядок установления тарифов на товары организаций коммунального комплекса (в том числе воду) определен Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее - Основы). Согласно Основам Региональной тарифной комиссией Ставропольского края при установлении тарифа был применен метод установления фиксированных тарифов, при котором тарифы рассчитываются как отношение объема финансовых потребностей для реализации организацией производственной программы к расчетному объему товаров, реализуемых за период действия тарифов.
Экономически обоснованными расходами на услуги водоснабжения, предоставляемые ГУП "Ставрополькрайводоканал" на территории Ставропольского края, РТК Ставропольского края признаны расходы в размере 2357804 руб., определен размер необходимой прибыли в сумме 42920,6 руб. и таким образом рассчитан объем необходимого финансирования предприятия на предоставление услуг по водоснабжению на территории Ставропольского края в размере 2400724,6 руб. (2357804 + 42920,6).
Исходя из экономически обоснованных расходов 2357804 руб., необходимой прибыли 42920,6 руб. и объема реализации 93169,7 куб. м воды, экономически обоснованный тариф на услуги водоснабжения ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" на 2009 г. составил 25,77 руб. за 1 куб. м воды без налога на добавленную стоимость (2357804 + 42920,6 = 2400724,6 : 93169,7).
Однако в связи с обращениями органов местного самоуправления города Лермонтова к Губернатору Ставропольского края о необходимости снижения тарифа для абонентов г. Лермонтова в целях предотвращения резкого, более чем в два раза, повышения тарифа для потребителей Лермонтовского МУП "Горводоканал" РТК Ставропольского края был рассчитан другой вариант тарифов на услуги систем водоснабжения, предоставляемые ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", возмещающих предприятию те же расходы и тот же размер необходимой прибыли, признанные экономически обоснованными.
Согласно пункту 14 Положения о Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 02.07.2007 № 413, все вопросы, отнесенные к компетенции комиссии, рассматриваются правлением, состав которого утверждается Правительством Ставропольского края. Действующий состав правления утвержден распоряжением Правительства Ставропольского края от 18.09.2008 № 298-рп.
Вопрос об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в 2009 г., рассмотрен на заседании правления РТК Ставропольского края 18.11.2008. Решение правления реализовано оспариваемым постановлением.
Установление РТК Ставропольского края тарифа на холодную воду для потребителей г. Лермонтова, осуществляющих деятельность в сфере холодного водоснабжения, в размере 7,94 руб. за 1 куб. м не может служить причиной образования задолженности МУП "Горводоканал" г. Лермонтова по оплате за приобретаемую им у ГУП "Ставрополькрайводоканал" воду.
МУП "Горводоканал" г. Лермонтова, как коммерческое предприятие, осуществляет деятельность по водоснабжению в качестве основного вида деятельности, осуществление которого должно обеспечить его безубыточную работу. Согласно Федеральному закону № 210-ФЗ предприятие обслуживает только потребителей города Лермонтова, поэтому тарифы на его услуги в спорный период устанавливались органами местного самоуправления города. Согласно статье 3 Федерального закона № 210-ФЗ обеспечение полного возмещения затрат на реализацию производственной программы организации коммунального комплекса является одним из принципов государственного регулирования тарифов.
Во исполнение указанного принципа в тарифы на услуги водоснабжения, предоставляемые МУП "Горводоканал" г. Лермонтова в 2009 г., как и в остальные периоды, стоимость покупной воды включена по тарифам, утвержденным РТК Ставропольского края для ГУП "Ставрополькрайводоканал". Следовательно, расходы Лермонтовского МУП "Горводоканал" на покупку воды возмещаются потребителями города в составе тарифов, установленных для МУП "Горводоканал" органами местного самоуправления города Лермонтова. Так, на 2009 г. в тарифе на услуги водоснабжения, предоставляемые МУП "Горводоканал" г. Лермонтова, учтены расходы на покупку воды в количестве 2426,4 куб. м по установленному РТК Ставропольского края тарифу 7,94 руб./куб. м на сумму 19265,6 руб. при объеме реализации воды конечным потребителям г. Лермонтова 1320 куб. м, то есть с учетом потерь воды в сетях в размере 45,6%. Однако МУП "Горводоканал" производил оплату ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" за покупаемую у него воду в 2009 г., как и в предыдущие годы, только частично.
В результате по состоянию на 01.01.2010 долг МУП "Горводоканал" за покупную воду составлял 29,6 млн руб.
Решением Совета города Лермонтова от 25.11.2008 № 105 "Об установлении тарифа на услуги холодного водоснабжения, предоставляемые муниципальным унитарным предприятием "Горводоканал" потребителям города Лермонтова" предусмотрено возмещение МУП "Горводоканал" выпадающих доходов, образующихся в 2009 г. от разницы между экономически обоснованным тарифом на услуги холодного водоснабжения в размере 39,05 руб. за 1 куб. м (с НДС) и установленным с 01.01.2009 тарифом на услуги холодного водоснабжения в размере 28,98 руб. за 1 куб. м (с НДС).
С учетом объема реализации услуг водоснабжения МУП "Горводоканал" сумма разницы между установленным решением Совета города Лермонтова тарифом на услуги водоснабжения (28,98 руб. с НДС) и экономически обоснованным тарифом (39,05 руб. с НДС), подлежащая возмещению МУП "Горводоканал", составляет 13292,4 руб. Согласно статистической форме № 22-ЖКХ (сводная) за январь - декабрь 2009 г. сумма компенсации из бюджетов всех уровней разницы между экономически обоснованными тарифами и действующими тарифами по водоснабжению составила 403,4 тыс. руб.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что именно указанное решение Совета города Лермонтова и несвоевременная оплата МУП "Горводоканал" г. Лермонтова покупной воды привели к образованию у него задолженности.
Довод заявителя о том, что тариф в размере 7,94 руб. за 1 куб. м более чем в два раза выше расчетной стоимости питьевой воды, отпускаемой Ессентукскому, Железноводскому, Кисловодскому, Минераловодскому, Предгорному и Пятигорскому "Водоканалам", также является несостоятельным.
Указанные "Водоканалы" не обладают статусом юридического лица, являясь филиалами ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", а финансовые расчеты между структурными подразделениями одного юридического лица не производятся. Аналогичный довод заявителя оценивался Арбитражным судом Ставропольского края, а также Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского федерального округа в рамках дела № А63-1225/2007 и признан необоснованным.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд, проверив оспариваемое постановление на соответствие статье 426 Гражданского кодекса РФ, статье 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", постановлению Правительства РФ от 21.08.2001 № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов", считает его соответствующим указанным нормативным правовым актам, имеющим большую силу.
Учитывая изложенное, суд отклоняет доводы заявителя о нарушении его экономических прав и интересов.
Согласно пункту 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать.
Согласно постановлению Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 24.12.2009 № 63/6 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Региональной тарифной комиссии Ставропольского края" с 01.01.2010 утратило силу постановление Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 18.11.2008.
Учитывая изложенное, суд не имеет оснований для удовлетворения заявленных требований и признания недействительным оспариваемого акта.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ суд относит уплату государственной пошлины на заявителя.
Из материалов дела следует, что государственная пошлина по делу в размере 2000 руб. уплачена предприятием в полном объеме при подаче заявления 11.11.2010 чеком-ордером.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 174, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

решил:

в удовлетворении требований муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" города Лермонтова о признании не действующим с момента опубликования абзаца третьего пункта 1.1 постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 18.11.2008 № 33/1 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые потребителям государственным унитарным предприятием Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" в 2009 году" отказать.
В соответствии с частью 4 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Согласно части 7 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, город Краснодар, в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Решение в полном объеме подлежит опубликованию в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и газете "Ставропольская правда".

Председательствующий
В.А.ЗОРИН

Судьи
Л.В.БЫКОДОРОВА
З.Р.ТЛЯБИЧЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru