СОВЕТ ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2009 г. № 48
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ
ПРЕДГОРНОГО РАЙОНА
В целях создания условий для экономического роста, улучшения финансовой устойчивости местных бюджетов Предгорного района, в соответствии с распоряжением
Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 № 1123-р, совет Предгорного муниципального района Ставропольского края второго созыва решил:
1. Утвердить Концепцию
развития налоговой базы Предгорного района.
2. Органам местного самоуправления муниципальных образований поселений Предгорного района учитывать положения утвержденной Концепции
при формировании местных бюджетов на 2010 и последующие годы.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его обнародования.
Глава Предгорного
муниципального района
Ставропольского края,
Председатель совета
И.П.УСТИМЕНКО
Утверждена
решением
совета Предгорного
муниципального района
Ставропольского края
от 30 октября 2009 года № 48
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПРЕДГОРНОГО РАЙОНА
Концепция развития налоговой базы Предгорного района определяет основные цели, задачи и направления работы муниципальных образований Предгорного района в области формирования и развития налогового потенциала местных бюджетов Предгорного района для обеспечения финансовой устойчивости местных бюджетов.
1. Оценка состояния налоговой базы Предгорного района и основные направления формирования работы с налоговой базой района
Показатели, характеризующие состояние налоговой базы Предгорного района за 2007 - 2009 годы (тыс. рублей):
┌─────────────────────────────┬─────────────┬─────────────┬───────────────┐
│ Показатель │Отчет 2007 г.│Отчет 2008 г.│Прогноз 2009 г.│
├─────────────────────────────┴─────────────┴─────────────┴───────────────┤
│ Консолидированный бюджет │
├─────────────────────────────┬─────────────┬─────────────┬───────────────┤
│Доходы без учета субвенций │ 634515 │ 874743 │ 696072 │
├─────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼───────────────┤
│в том числе налоговые │ 150606 │ 197482 │ 195000 │
├─────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼───────────────┤
│Доля налоговых доходов │ 23,7% │ 22,6% │ 28% │
├─────────────────────────────┴─────────────┴─────────────┴───────────────┤
│ Бюджет муниципального района │
├─────────────────────────────┬─────────────┬─────────────┬───────────────┤
│Доходы без учета субвенций │ 450313 │ 667979 │ 499500 │
├─────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼───────────────┤
│в том числе налоговые │ 119141 │ 155825 │ 150000 │
├─────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼───────────────┤
│Доля налоговых доходов │ 26,5% │ 23,3% │ 30% │
├─────────────────────────────┴─────────────┴─────────────┴───────────────┤
│ Бюджеты поселений │
├─────────────────────────────┬─────────────┬─────────────┬───────────────┤
│Доходы без учета субвенций │ 184202 │ 206764 │ 196572 │
├─────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼───────────────┤
│в том числе налоговые │ 31465 │ 41657 │ 45000 │
├─────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼───────────────┤
│Доля налоговых доходов │ 17% │ 20,1% │ 22,8% │
└─────────────────────────────┴─────────────┴─────────────┴───────────────┘
Доля налоговых доходов местных бюджетов невелика и составляет менее 30%, при этом ее увеличение в бюджете муниципального района в 2009 году происходит не за счет наращивания налогового потенциала, а за счет снижения объемов финансовой помощи из краевого бюджета.
Анализ поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Предгорного района свидетельствует о снижении налогового потенциала муниципального района в 2009 году, при одновременном его росте в бюджетах поселенческого уровня.
Динамика основных налоговых доходов консолидированного бюджета Предгорного района за 2007 - 2009 годы (тыс. рублей):
┌───────────────────────────────────────┬──────────┬──────────┬───────────┐
│ │ 2007 год │ 2008 год │ 2009 год │
│ │ │ │ (прогноз) │
├───────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┼───────────┤
│Налог на доходы физических лиц │ 67456 │ 91103 │ 97400 │
├───────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┼───────────┤
│Единый налог, взимаемый по упрощенной │ 16453 │ 20083 │ 18000 │
│системе налогообложения │ │ │ │
├───────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┼───────────┤
│Единый налог на вмененный доход │ 37414 │ 44561 │ 42000 │
├───────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┼───────────┤
│Единый сельскохозяйственный налог │ 4575 │ 5133 │ 5133 │
├───────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┼───────────┤
│Налог на имущество физических лиц │ 4119 │ 6490 │ 6550 │
├───────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┼───────────┤
│Земельный налог │ 7824 │ 9853 │ 15885 │
├───────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┼───────────┤
│Транспортный налог (при нормативе 50%) │ 6061 │ 13118 │ 13600 │
└───────────────────────────────────────┴──────────┴──────────┴───────────┘
Анализ исполнения бюджета Предгорного муниципального района за полугодие 2009 года показал сокращение количества налогоплательщиков по основным налогам, поступающим в бюджет муниципального района:
- по налогу на доходы физических лиц - 165 налогоплательщиков снято с учета;
- по единому налогу на вмененный доход - 331;
- по упрощенной системе налогообложения - 3.
Кроме того, Законом
Ставропольского края от 13.03.2009 № 10-кз "Об установлении налоговой ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения" изменена налоговая ставка по единому налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения с 15% до 5%, что также привело к уменьшению поступлений в районный бюджет.
Вместе с тем, наблюдается положительная динамика поступающих в бюджеты поселений налогов на имущество, причем поступления по земельному налогу на 01.09.2009 составили 11693 тыс. рублей, что больше фактических поступлений 2008 года на 18,6%.
Проведенный краткий анализ позволяет сделать вывод о том, что при решении задач развития и укрепления доходной базы консолидированного бюджета Предгорного района целесообразно содействовать экономической эффективности работы организаций, содействовать повышению доходов населения, развития рынка недвижимости и учета подлежащего налогообложению имущества физических лиц. Кроме того, необходимо способствовать сохранению и расширению потребительского рынка и сферы услуг, развитию малого и среднего бизнеса.
Таким образом, приоритетным направлением при формировании налоговой политики является реализация мер, направленная на увеличение налогового потенциала района и повышение собираемости налогов и сборов:
- создание максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы;
- создание условий для расширения налогооблагаемой базы;
- обеспечение предсказуемости налогообложения местными налогами;
- совершенствование администрирования по налоговым и неналоговым доходам бюджета Предгорного муниципального района, направленное на увеличение собираемости налогов, формирующих доходную базу района и поселений; продолжение совместной работы органов местного самоуправления с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России, Управлением федерального казначейства по Ставропольскому краю и отделением федерального казначейства по Предгорному району, направленной на соблюдение налогоплательщиками действующего налогового законодательства и мобилизацию средств в бюджеты всех уровней;
- усиление взаимодействия органов местного самоуправления муниципального района и налоговых органов с организациями, допускающими выплату заработной платы ниже установленного прожиточного уровня, совершенствование методов контроля по легализации "теневой" заработной платы;
- совершенствование управления муниципальной собственностью.
2. Цели и задачи работы органов местного самоуправления
Главной целью развития налоговой базы Предгорного района является расширение и укрепление доходной базы местных бюджетов, увеличение доли налоговых доходов в составе собственных доходов, обеспечение максимальной собираемости налогов, поступающих в консолидированный бюджет, их мобилизация.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- совершенствование муниципальных правовых актов о налогах и сборах;
- проведение мониторинга налоговой базы муниципального района и поселений;
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: программа
, утвержденная решением совета Предгорного муниципального района Ставропольского края от 26.12.2008 № 81 имеет название районная целевая программа "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Предгорном муниципальном районе на 2009 - 2011 годы".
- проведение мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса, реализация муниципальной целевой программы
"Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Предгорном муниципальном районе на 2009 - 2011 годы";
- обеспечение увеличения поступлений по налогам за счет постановки на учет неучтенных объектов налогообложения;
- развитие рынка недвижимости, в том числе рынка земли;
- работа органов местного самоуправления с недоимкой.
3. Рекомендации органам местного самоуправления поселений по проведению мероприятий, направленных на увеличение налогооблагаемой базы
При планировании местного бюджета на очередной финансовый год рекомендуется:
- провести инвентаризацию муниципальных правовых актов о налогах и сборах в части:
а) возможного сокращения неэффективных налоговых льгот, нарушающих принцип справедливости по отношению к тем плательщикам которые не пользуются налоговыми привилегиями;
б) установления экономически обоснованных налоговых ставок по местным налогам.
- составление прогноза поступлений доходов исходя из реальной ситуации в экономике;
- в целях увеличения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц провести переоценку жилого фонда или, в случае отсутствия финансовых возможностей в текущем году, предусмотреть необходимые средства на проведение переоценки жилого фонда на очередной год;
- рассмотреть возможность замены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (ее части), выделяемой из краевого Фонда финансовой поддержки поселений на дифференцированный норматив от налога на доходы физических лиц;
- предусмотреть механизмы, которые позволят провести оперативную корректировку бюджетов при отклонении поступлений доходов от прогнозных данных.
В процессе исполнения местного бюджета рекомендуется:
- проведение оперативного контроля за поступлением собственных доходов;
- осуществление взаимодействия в рамках антикризисной комиссии с администраторами поступлений в бюджеты поселений по работе и крупными налогоплательщиками в целях обеспечения своевременного и полного выполнения ими налоговых обязательств, ликвидации и недопущения недоимки;
- проведение систематического мониторинга состояния недоимки в бюджет поселения и принятие мер по ее ликвидации.