Законодательство
Ставропольский край

Ставропольский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

ДОКЛАД
от 31 января 2013 года

О СОСТОЯНИИ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 2012 ГОДУ

25 июля 2012 года институт Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае отметил свое десятилетие.
Оценивая итоги десятилетней деятельности Уполномоченного по правам человека в крае, есть достаточные основания утверждать, что этот государственный орган состоялся и стал необходимым звеном в системе государственных органов края, признаваемым и властями, и населением.
Практика и итоги деятельности Уполномоченного показали, что его деятельность способна эффективно влиять на соблюдение прав и свобод человека государственными, в том числе правоохранительными и судебными, органами, противодействовать коррупции, бюрократизму и субъективизму, ведомственности, корпоративности и формализму, к сожалению, присущими их несомненно важной и нужной обществу работе.
Важным событием в истории института Уполномоченного стала состоявшаяся 16 августа 2012 года в Екатерининском зале Московского Кремля встреча Президента РФ с Уполномоченными по правам человека в субъектах РФ, на которой В. Путин высказал важные суждения о необходимости обеспечения и соблюдения всеми должностными лицами государства прав и свобод человека, о месте и роли омбудсменов в этой деятельности.
Обращаясь к Уполномоченным, он сказал: "... Государство многое делает для того, чтобы обеспечить законные права и интересы граждан. Собственно говоря, это основная цель любого государства и исполнительной власти на любом уровне: и на муниципальном, и на региональном, и на общефедеральном... И в этой связи ваша работа, как работа людей абсолютно независимых от государственной власти, безусловно, является очень и очень важной. Говорю это не для красного словца, говорю это абсолютно серьезно. Я считаю, что вы являетесь моими прямыми союзниками в работе по защите интересов и законных прав наших граждан...".
При этом он предостерег уполномоченных от попыток смешивать правозащитную деятельность с политической, подчеркнув, что "омбудсмен не должен быть связан с какой-то конкретной политической партией и не должен заниматься политической деятельностью... Этот институт является личностным, он основан на авторитете конкретного человека, с мнением которого власть любого уровня должна считаться".
Ценность института Уполномоченного по правам человека в том, что он независим, доступен людям, не связан с судебной и правоохранительной системами, не подвержен ведомственности и корпоративными связями, обладает парламентской легитимностью в виде отдельного закона о его полномочиях, недорог по содержанию, а главное, настроен - в силу своего статуса - только на защиту прав и свобод человека и делает это бесплатно.
Он логично вписывается в существующую правовую систему государства, выполняя роль индикатора объективно существующих в деятельности любой системы издержек и ошибок. Сам факт, что решения государственного или правоохранительного органа могут быть оспорены Уполномоченным либо преданы гласности, заставляет их ответственно подходить к принятию решений, нести за них ответственность.
К сожалению, полномочия правозащитного органа, каким является Уполномоченный, не так велики, как хотелось и как требует современная ситуация, правовая основа его деятельности пока несовершенна, но при желании защитить права человека, как показала десятилетняя практика, это можно делать, и достаточно эффективно.
Так, за десять лет работы нами рассмотрено 33855 обращений, примерно по половине из которых мы смогли полностью или частично помочь обратившимся к нам гражданам в защите их прав.

Глава I. Анализ обращений, поступивших в аппарат
Уполномоченного, опыт работы и проблемы

ВСЕГО РАССМОТРЕНО ПИСЬМЕННЫХ И УСТНЫХ ОБРАЩЕНИЙ

┌──────┬──────┬─────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬──────┬──────┐
│ 2003 │ 2004 │2005 │2006 г.│2007 г.│2008 г.│2009 г.│2010 г.│ 2011 │ 2012 │
│  г.  │  г.  │ г.  │       │       │       │       │       │  г.  │  г.  │
├──────┼──────┼─────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┤
│ 1700 │ 2547 │3507 │ 3266  │ 3324  │ 3325  │ 3899  │ 4022  │ 3898 │ 3792 │
├──────┼──────┼─────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┤
│ 100% │ +49% │+38% │  -7%  │  +2%  │  +0%  │ +17%  │  +3%  │ -3%  │ -3%  │
└──────┴──────┴─────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴──────┴──────┘

В последние время власти Ставропольского края приняли ряд эффективных мер по ускорению развития экономики края, укреплению демократических начал в общественно-политической жизни, улучшению приема граждан и оказанию им бесплатной юридической помощи.
Несмотря на значительное число обращений, ежегодно поступающих к Уполномоченному, количество обращений, по которым в ходе их проверки мы устанавливаем нарушения прав и свобод человека, в последние годы снижается, что свидетельствует об укреплении законности в деятельности государственных и правоохранительных органов края.
Симптоматично, что все чаще в своих обращениях люди ставят вопрос не о формальной законности тех или иных решений властей или даже судов, а об их несправедливости.
Приведу типичный пример.
Ответственный сотрудник отдельной роты дорожно-патрульной службы Изобильненского ГИБДД, капитан полиции, обнаружив на кузове своего автомобиля незначительное повреждение краски, бездоказательно обвинил в этом семилетнюю Катю, которая вместе с другими детьми играла недалеко от его машины. Ее многодетная мать, одна воспитывающая троих малолетних детей, проживающая на съемной квартире, не согласившись с обвинением, обжаловала его начальнику полицейского, который, проявив ведомственность и беспринципность, пришел к выводу, что капитан полиции "никаких действующих нормативных актов РФ не нарушил".
Почувствовав поддержку руководства, капитан обратился в суд с иском к матери девочки о возмещении 6500 рублей ущерба за проведенную полировку кузова и о компенсации морального вреда в сумме... 100000 рублей за то, что мать девочки в жалобе просила начальника проверить правомерность действий полицейского по опросу ее малолетней дочери без ее участия.
Можно хоть как-то понять обиду полицейского за неуважительное отношение к его иномарке и должности. Но вот решение судьи Изобильненского районного суда явно противоречило понятию законности и справедливости, а также Кодексу судейской этики. Решением от 10.09.2012 судья взыскала с одинокой многодетной матери 6500 рублей ущерба "за полировку места царапины" и... 50000 рублей компенсации морального вреда, по сути, взыскала ущерб за жалобу начальнику капитана.
Поняв, что она бессильна перед таким "правосудием", мать семилетней Кати обратилась в краевой суд и к Уполномоченному по правам человека в крае, который поддержал ее, сделав заключение о незаконности решения суда и необходимости его отмены. 13 ноября 2012 года апелляционная инстанция краевого суда решение Изобильненского районного суда отменила и в иске отказала, что совершенно правильно. Но жаль, что решение вынесено без частного определения в адрес судьи о привлечении ее к дисциплинарной ответственности.
Не секрет, что судебная практика компенсации морального вреда очень противоречива и субъективна. Так, в одном из решений суд, признавая врачебную ошибку, приведшую к тому, что потерпевшей пришлось перенести несколько операций на позвоночнике, оценил причиненный ей моральный вред в 10000 рублей, в другом за незаконное осуждение суд взыскал 30000 рублей, в этом же конкретном случае всего лишь за сомнение матери в правильности действий капитана полиции взыскал 50000 рублей.
Анализ поступивших обращений по субъекту правового регулирования показывает, какие государственные органы чаще всего нарушают права человека.
Можно понять, но не оправдать распространенность нарушений прав граждан со стороны органов местного самоуправления и их должностных лиц. Здесь сплетены в один узел и низкая правовая культура, и чиновничье бездушие, и произвол, и нередко материальная и финансовая беспомощность этих органов.
Не меньшую, а большую тревогу вызывает распространенность нарушений прав человека федеральными структурами и их должностными лицами, что низкой правовой грамотностью или объективными причинами не объяснишь. Чаще всего нарушения с их стороны - результат отсутствия за их конкретными решениями должного ведомственного контроля, проявления корпоративной солидарности, нередко переходящей в круговую поруку.
Что касается тематики обращений граждан к Уполномоченному, то анализ показывает, что примерно половина из них - это жалобы на приговоры и решения судов, следственных и административных органов, которые задевают наиболее болезненные и существенные права и интересы людей. Подчеркнем, что попытки некоторых правоохранителей только этим объяснять многочисленность жалоб на их решения несостоятельны.
Действительно, судебная, следственная и административная практика часто не дают возможности для компромисса, а потому судья, следователь и другие компетентные лица должны принимать решения, заведомо не устраивающие одну из сторон конфликта. Но не только это порождает жалобы.
Жалобы чаще всего появляются тогда, когда участники процесса видят нежелание должностного лица искать истину и справедливость, когда они не мотивируют свои решения и выводы, проявляют черствость, заинтересованность или тенденциозность, о чем убедительно свидетельствует приведенный выше пример.
Это же подтверждает приговор Пятигорского городского суда от 17.01.2013 в отношении следователя полиции из Пятигорска, управлявшего иномаркой в состоянии опьянения, превысившего допустимую скорость и сбившего насмерть женщину. Осуждение виновного к условной мере наказания без реального лишения свободы вызвало бурю справедливого негодования.

Глава II. О Соблюдении прав граждан органами
государственной власти края и органами
местного самоуправления

В 2012 году количество поступивших к Уполномоченному жалоб граждан на нарушение их прав и законных интересов со стороны должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления составило 740, что на 12 процентов меньше по сравнению с предыдущим, 2011 годом. Такая положительная тенденция дает основание полагать, что усилия руководства страны и Ставропольского края, законодателей по реформированию органов исполнительной власти, переводу деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по оказанию услуг гражданам по утвержденным административным регламентам, а также в электронном виде дают положительные результаты.
К сожалению, работа по рассмотрению обращений граждан в некоторых органах, особенно местного самоуправления, поставлена плохо. Руководители этих органов и учреждений не придают ей должного значения.
Например, в июле 2012 года к Уполномоченному поступило обращение А. Ивановой из Советского района с просьбой оказать содействие в защите прав жителей хутора Андреевского на безопасные условия проживания.
Проверка обращения показала, что по территории этого поселения проходит дорога краевого значения, которая по улицам Ленина и Школьной непосредственно примыкает к жилым домам и школе № 15. По этой дороге в сторону Новопавловска и соседних регионов Северного Кавказа круглосуточно идет интенсивное движение большегрузного транспорта, что создает серьезную угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих на этих улицах, а также педагогов и учащихся школы. К сожалению, неоднократные обращения жителей, родителей и педагогического коллектива школы в министерство дорожного хозяйства Ставропольского края, подразделения ГИБДД и органы местного самоуправления тонули в бюрократических отписках. Должностные лица на словах признавали необходимость ограничения движения по указанной дороге, однако реальных мер по решению проблемы не предпринимали.
И только после обращения поданному вопросу к заместителю председателя краевого правительства И. Ковалеву Уполномоченный и заявительница А. Иванова были проинформированы о том, что на участке автотрассы, проходящей по территории хутора Андреевского, по договоренности с ГИБДД знаки, запрещающие движение грузового автотранспорта, все же были установлены.
В адрес Уполномоченного продолжают поступать обращения граждан на игнорирование их прав и законных интересов со стороны некоторых органов местного самоуправления и их структур.
Результаты проверок таких обращений показывают, что отдельные главы администраций, прикрываясь тем, что в соответствии со ст. 12 Конституции РФ "местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно", продолжают ошибочно считать, вопреки другим требованиям Конституции, что органы местного самоуправления не входят в число субъектов, обеспечивающих реализацию и защиту прав и свобод населения, проживающего на территории муниципальных образований.
Иначе чем можно объяснить неадекватную реакцию главы администрации муниципального образования Журавского сельского совета Новоселицкого района В. Толстова на коллективное обращение к нему жителей села с просьбой о восстановлении на их улице водоотводных лотков, поврежденных во время наводнения. Вместо ответа по существу и принятия конкретных мер глава этого муниципального образования ответил заявителям: "Когда мы будем жить и работать законопослушно и богобоязненно, избавившись от самого нашего большого греха - зависти, тогда наступит время, которого хотите. А что касается водоотводных канав перед домами, то это должен и будет делать человек, живущий в конкретном доме на конкретной улице".
Поступившая к Уполномоченному жалоба была направлена прокурору Новоселицкого района, который в ответе от 14.08.2012 известил Уполномоченного, что изложенные факты подтвердились. Работники прокуратуры в ходе проверки этого органа самоуправления выявили 40 фактов нерегистрации поступивших письменных обращений граждан. Не обнаружили проверяющие и ответов администрации о результатах их рассмотрения. По окончании проверки сотрудник, допустивший эти нарушения, был привлечен к дисциплинарной ответственности. Кроме того, были установлены факты невыплаты пострадавшим от наводнения гражданам денежных пособий, а также то, что сельская администрация не приняла мер после наводнения в мае 2012 года по расчистке русла реки Малая Журавушка, ливневых коллекторов в селе, восстановлению моста через речку. После вмешательства прокуратуры была составлена смета ремонта моста. Решается вопрос о его ремонте. В ходе проверки были выплачены единовременные денежные пособия 21 жителю села, пострадавшему во время наводнения.
В отчетном году, как и в прошлые годы, в адрес Уполномоченного продолжали поступать многочисленные жалобы граждан, проживающих в многоквартирных домах, на нарушения их прав в сфере ЖКХ. Многие авторы, и в первую очередь пожилые пенсионеры и малоимущие граждане, с тревогой пишут о том, что они не в силах справляться со все возрастающими тарифами на услуги ЖКХ, с новыми ценами и социальными проблемами, которые нарастают как снежный ком.
О серьезных недостатках в работе жилищно-коммунального комплекса Ставрополья свидетельствуют также и результаты проверок прокуратуры края. Ее сотрудники за 12 месяцев 2012 года в сфере ЖКХ выявили свыше трех тысяч нарушений закона, что почти в шесть раз превышает аналогичные показатели прошлого года. В разы увеличено количество актов прокурорского реагирования: внесено 740 представлений, 359 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, в суды направлено 370 исков, к административной ответственности привлечены 149 лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено десять уголовных дел.
Особенно возмущает граждан нежелание местных властей быть их защитниками от произвола управляющих компаний, выступать арбитром в разрешении сложных проблем, часто возникающих в ходе реализации договоров по управлению домами.
Надо отметить, что 15 января 2013 года вступил в силу Закон Ставропольского края от 27 декабря 2012 г. № 129-кз "Об отдельных вопросах осуществления муниципального жилищного контроля". Согласно требованиям этого закона проверять выполнение коммунальщиками условий договоров теперь не право, а обязанность органов местного самоуправления.
Многие авторы обращений к Уполномоченному пишут, что их надежды на улучшение положения в сфере ЖКХ не оправдались и с вступлением в сентябре 2012 года в силу нового постановления Правительства РФ № 354. Оно оказалось не только не лучше старого, печально известного постановления № 307, но и заметно осложнило жизнь добросовестных владельцев индивидуальных приборов учета потребленных ресурсов путем введения платы за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды.
Так, ветеран труда Т. Кусакина из Ставрополя в обращении к Уполномоченному в ноябре 2012 года отмечает, что она проживает в собственной квартире одна и по показаниям квартирных счетчиков ранее ежемесячно потребляла и оплачивала стоимость воды примерно 2 куб. м и 50 киловатт электроэнергии. С вступлением же в силу 1 сентября 2012 года новых правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354, ей стали выставляться счета, в которых прописаны суммы, в два - три раза превышающие фактически потребленные ею объемы воды и электричества.
Авторов таких писем не удовлетворяют объяснения сотрудников управляющих компаний, что такие расчеты производятся по единой формуле, представленной в новых правилах. Да и как они могут удовлетворять, если на основании формулы из показаний общедомовых счетчиков вычитаются показания индивидуальных счетчиков, затем из полученного результата вычитается сумма оплаты тех жильцов, кто не установил счетчики и платит по нормативу, а оставшаяся разность распределяется на общую площадь помещения и умножается на площадь квартиры. И ни намека на тех, кто в силу каких-либо причин не платит вообще, не говоря уже о жильцах, указывающих заниженные показатели. Выходит, добросовестным жильцам в этой ситуации приходится платить за должников. Но тогда можно ли данную формулу назвать справедливой? Ведь такой, с позволения сказать, "порядок" снимает с поставщика и возлагает на владельцев квартир обязанности по контролю за объемом полученных каждым из жителей ресурсов, их учету и своевременной оплате. Таким образом, вводится чуждая современному российскому праву коллективная ответственность добросовестных плательщиков за поведение неплательщиков, а также за потери, хищения и т.п.
По мнению Уполномоченного, требовать от потребителя коммунальных ресурсов установки за свой счет общедомовых счетчиков - это все равно, что требовать от покупателя на рынке купить для продавца весы.
Изложенное убедительно свидетельствует о том, проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства края остаются одним из основных факторов роста социальной напряженности.

Глава III. Реализация конституционных прав и свобод
граждан в крае

1. Соблюдение прав граждан на жизнь и безопасность, достоинство и личную неприкосновенность, а также на справедливость
В целом ситуацию с обеспечением безопасности на территории края можно охарактеризовать как напряженную, но устойчивую. Принятыми мерами удалось не допустить на Ставрополье в 2012 году, как и в 2011 году, террористических актов, катастроф техногенного и природного характера. Правоохранительными органами были раскрыты многие особо тяжкие и резонансные преступления. В результате активизации деятельности полиции значительно увеличилось количество выявленных коррупционных преступлений.
Самым массовым и грубым нарушением, зачастую причиняющим невосполнимый урон правам и свободам человека, остается преступность.
В прошедшем году на территории края совершено на 2,5 процента больше преступлений, чем в 2011 году. В то же время количество тяжких и особо тяжких преступных посягательств сократилось на 7,1 процента.
В структуре преступности отмечается рост умышленных убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, вымогательств, мошенничеств, краж, поджогов, хулиганств, угонов автотранспорта, дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. Также отмечен рост преступлений, совершенных в общественных местах, на улицах, а также с применением оружия. Увеличилась рецидивная и групповая преступность. Возросло количество преступлений, совершенных в состоянии опьянения.
Остались нераскрытыми в 2012 году 35,9 процента преступлений, то есть каждое третье преступление. Несмотря на снижение количества тяжких и особо тяжких преступлений, на 8 процентов ухудшилась их раскрываемость. Нераскрытыми остается более 42 процентов таких преступлений. Это обстоятельство непосредственно связано с безопасностью граждан и обоснованно вызывает у них тревогу.
Естественным правом каждого человека является право на жизнь - самое главное право, которое признается и гарантируется статьей 20 Конституции России и без обеспечения которого все иные права и свободы человека теряют смысл. В прошедшем году в результате совершенных преступлений погибли 602 человека.
Несмотря на принимаемые меры по ужесточению ответственности за нарушения Правил дорожного движения, на дорогах Ставрополья в автомобильных авариях погибли 490 человек, более 3800 получили ранения. Как никогда, неблагополучная обстановка сложилась с детским дорожно-транспортным травматизмом.
Считаю, что решение проблемы безопасности на дорогах зависит не только от административных, принудительных мер, но в большей степени от целого комплекса организационных, технических, финансовых, технологических, воспитательных воздействий, направленных на улучшение состояния дорожной сети и безопасности дорожного движения.
Невосполнимые беды зачастую приносят вредные и опасные для здоровья человека условия труда. По данным Государственной инспекции труда, в крае более 70 тысяч человек работают в опасных для здоровья условиях. Попытки некоторых недобросовестных работодателей сэкономить на здоровье работников, скрыть несчастные случаи на производстве порождают тревожные тенденции в сфере охраны труда. Как следствие, в 2012 году произошло 108 несчастных случаев, в том числе семь групповых, 65 тяжелых, 29 со смертельным исходом. Несмотря на принимаемые меры, не удалось закрепить позитивную тенденцию последних лет по снижению количества несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, в том числе со смертельным исходом. В 2011 году погибли 32 работника, в 2012 году - 39. Приведенные факты свидетельствуют о необходимости принятия более эффективных и скоординированных действий, направленных на обеспечение безопасности населения края.
В статье 21 Конституции Российской Федерации закреплено право на достоинство личности, которое означает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Важно подчеркнуть, что за последние шесть лет количество обращений граждан о применении к ним насилия, жестокости и пыток сотрудниками правоохранительных органов снижается.
Если в 2006 году к Уполномоченному поступило 55 таких обращений, то в 2007 году - 47, в 2008 году - 36, в 2009 году - 24, в 2010 году - 12, в 2011 году - 15, в 2012 году - шесть. Снижение количества обращений граждан по указанным вопросам связано в первую очередь с наведением порядка и дисциплины в органах полиции, улучшением работы по подбору и воспитанию кадров. Тем не менее проблема до конца не исчерпана и не становится менее острой. Даже единичные случаи применения неоправданного насилия сотрудниками полиции вызывают обоснованное негодование населения.
Так, в апреле 2012 года за превышение должностных полномочий с применением насилия и причинением тяжких последствий был осужден старший участковый уполномоченный полиции отдела МВД России по Буденновскому району Ю. Попов, который за отказ гражданина сесть в его автомашину нанес мужчине несколько ударов ногой. Затем он усадил мужчину в автомобиль, надел ему наручники и отвез в помещение сельсовета, где продолжил избиение. В результате избиения потерпевшему был причинен тяжкий вред здоровью.
Суд признал сотрудника полиции виновным в совершении преступления, предусмотренного п. п. "а", "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 3,5 года с отбыванием в колонии общего режима и лишением права занимать должности в правоохранительных органах на три года.
2. Право на доступ к правосудию, справедливое следственное и судебное разбирательство, а также на исполнение судебных решений
Соблюдение прав граждан в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве, обеспечение их конституционного права на доступ к правосудию, соблюдение основополагающих принципов законности и справедливости по-прежнему остается актуальным.
В статье "Нам нужна новая экономика!" в январе 2012 года В. Путин пишет: "... Мы должны изменить государство, исполнительную и судебную власть в России. Демонтировать обвинительную связку правоохранительных, следственных, прокурорских и судебных органов...". В феврале 2012 года в статье "Демократия и качество государства" В. Путин вернулся к вопросу о развитии судебной системы, заявив: "... главный вопрос неудовлетворенности ее работой - ярко выраженный обвинительный уклон. Мы должны решить эту проблему...".
Подтверждением этому служит большое количество поступивших к Уполномоченному по правам человека обращений граждан и значительное число его заключений о нарушении их прав в сфере правоприменения.
Из рассмотренных Уполномоченным письменных обращений граждан почти половина касаются нарушения их прав в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве.
Наиболее часто нарушения прав и свобод человека допускаются при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях и вынесении незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел.



Обязать управление образования администрации Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья П. согласно порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п, в соответствии с правовым актом главы Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Обязать администрацию города Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии П. в соответствии с порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п".
Убедительный пример защиты П. своих законных прав и интересов подтверждает неоднократно озвученный в докладах Уполномоченного тезис: "На успех в борьбе за справедливость может рассчитывать только тот, кто проявит большую юридическую компетентность и настойчивость".

Глава IV. Правовое просвещение, взаимодействие
с общественными и правозащитными организациями

Содействие правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты является одним из основных направлений в деятельности Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае, его аппарата и правозащитного актива региона.
В 2012 году Уполномоченным продолжилось плодотворное взаимодействие с общественными и правозащитными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Ставропольского края и СКФО.
Именно общественные организации помогают стать государству правовым, а обществу - гражданским. В число ведущих организаций края, действующих на правозащитном поле, вошли Ставропольский центр социальных, общественно-политических и криминологических исследований (руководитель Т. Пинкевич), Ставропольская межрегиональная общественная благотворительная организация "Вера, Надежда, Любовь" (руководитель А. Пономарева), РОО "Международное ненасилие" (руководитель В. Сухов), Ставропольское региональное отделение Ассоциации юристов России (руководитель Н. Кашурин), Международная неполитическая общественная организация "Миротворческая миссия имени генерала Лебедя" (руководитель А. Мукомолов).
Большая работа проводится ими по подготовке и проведению научно-практических мероприятий, в которых активное участие принимают ученые высших учебных и научно-исследовательских заведений, сотрудники государственных органов и общественных организаций, представители духовенства и средств массовой информации, что позволяет не только всесторонне и комплексно обсуждать вопросы, заявленные в рамках мероприятий, но и вырабатывать общие подходы и конкретные алгоритмы их решения. В таких форумах активно участвуют и сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае.
Надежным партнером Уполномоченного является Ставропольское региональное отделение Ассоциации юристов России. Не случайно именно оно стала победителем конкурса по отбору социально ориентированных проектов региональных отделений Ассоциации юристов России. Ставропольским юристам был выделен один из самых ощутимых по сумме грантов - 150 тысяч рублей. Направить полученные средства было решено на издание серии правовых буклетов, рассчитанных на читателя, интересующегося вопросами, специфика которых затрагивает сферу права.
"Правовое просвещение граждан - одно из важнейших направлений деятельности нашего отделения, - считает председатель СРОАЮР Николай Кашурин. - Ведь пока сами юристы не обратят должного внимания на повышение правовой культуры населения, довольно сложная, а местами провальная ситуация с общим уровнем правовой грамотности не изменится".
В 2012 году продолжено сотрудничество Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае с Межрегиональной общественной благотворительной организацией "Вера, Надежда, Любовь". Она оказывает правовую помощь гражданам: консультирование, составление заявлений, жалоб, исковых заявлений, защиту прав в судах общей юрисдикции, составление запросов в различные инстанции по проблемам социально незащищенных категорий граждан.
Эффективно проходит сотрудничество Уполномоченного с высшими учебными заведениями, расположенными на территории края. В их число входит Кисловодский гуманитарно-технический институт, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД РФ, Ставропольский институт имени В.Д. Чурсина, Ставропольский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Кавказский федеральный университет, Академия информационных технологий в образовании, науке и курортологии, Ставропольский филиал Российского государственного социального университета, институт Дружбы народов Кавказа.
Практически все эти учебные заведения создали на своей учебной базе юридические клиники, которые оказывают населению правовую помощь и дают студентам возможность получить практический опыт в правозащитной деятельности.
"Правовая культура - это то, как мы чувствуем себя в обществе, как ведем себя в аудитории, на улице и даже дома; как понимаем то, что мы можем делать и что делать нельзя", - сказал на одной из конференций по развитию правовой культуры директор Гуманитарного института, доктор социологических наук, профессор А. Ерохин.
Несмотря на принимаемые комплексные меры, инциденты и преступления в молодежной среде на почве ксенофобии продолжают существовать, они формируют негативный общественный фон, который, в свою очередь, провоцирует нетерпимость и в конечном счете этнические конфликты.
Выступая в январе 2012 г. на форуме народов Юга России, В. Путин (тогда в качестве премьер-министра) отметил, что уроки российской истории говорят о смертельной опасности любых межнациональных, межэтнических, гражданских конфликтов, о том, какие глубокие раны оставляют несправедливость и взаимная вражда: "Скажу вам откровенно: любые попытки разжечь межнациональную и межрелигиозную рознь - предательство со стороны тех, кто осмеливается и сегодня паразитировать на национальной теме, провоцировать сепаратистские или националистические настроения. А цели у деятелей разных мастей понятны, они не имеют ничего общего ни с реальным решением межэтнических проблем, ни с развитием России, ни с интересами граждан нашей страны".
В целях формирования правовой и правозащитной культуры граждан Уполномоченный и сотрудники его аппарата регулярно проводят работу с общественными организациями, средними и высшими учебными заведениями. За 2012 год они приняли участие в 138 различных общественных форумах, а за последние три года в 307 различных мероприятиях. Назову только некоторые из них: Международная научно-практическая конференция "Правовая политика и модернизация государственности" (13 - 14 декабря 2012 года, Ставрополь, организатор - СКФУ), семинар "Права человека: эффективные механизмы их защиты" (31 марта - 1 апреля 2012 года, Пятигорск, организатор - Московская хельсинкская группа и Российский исследовательский центр по правам человека), Межрегиональный форум "Воспитание гражданина: концепция и модели гражданского просвещения в российских регионах" (14 сентября 2012 года, Ставрополь, организаторы - Московская школа политических исследований, СГУ), Международная конференция "Правовая культура и юридическая грамотность современного российского общества" (31 октября 2012 года, Ставрополь, организатор - Северо-Кавказский социальный институт), Научно-практическая конференция "Проблемы гражданской поддержки полиции и защиты прав человека в деятельности полиции" (22 - 23 ноября 2012 года, Ставрополь, организатор - Центр социологических, общественно-политических и криминологических исследований).
Важным событием в жизни края стал визит в декабре 2012 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и одновременная работа Ставропольского форума Всемирного русского народного собора "За мир на Кавказе", в ходе которого состоялся открытый и актуальный диалог предстоятеля Русской православной церкви с различными общественными и политическими силами. Была поднята и обсуждена важная тема "О разумных пределах свободы слова и поведения, согласованности прав человека и нравственных координат его бытия".
Таким же по важности событием в правозащитной деятельности, стала международная конференция омбудсменов, посвященная десятилетию учреждения и деятельности института омбудсмена (акыйкатчы) в Киргизской Республике. Мероприятия, посвященные этому событию, прошли 27 - 30 августа в столице республики Бишкеке. Участие в мероприятиях приняли руководители правозащитных органов государств Центральной Азии, Европы, Японии, Монголии, Пакистана, Уполномоченные по правам человека некоторых субъектов РФ, в том числе омбудсмен Ставропольского края.
Особое звучание тема прав человека приобрела на конференции и состоявшейся встрече Президента РФ В. Путина с Уполномоченным по правам человека в России. Важные заявления, сделанные им в ходе встречи, - о незыблемости демократических ценностей и верховенстве прав и свобод человека в Российской Федерации.
Заметную роль в пропаганде правовой и правозащитной культуры выполняет сайт Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае www.stavropol-ombudsman.ru., который технологически легкодоступен и прост в обращении для каждого гражданина, заинтересованного в получении правозащитной информации. За 2012 год на сайт зашли 8475 посетителей, за три последних года - свыше 25 тысяч.
На сайте размещены ежегодные доклады Уполномоченного, различные информационные материалы о механизмах и способах защиты прав и свобод человека, книга А. Селюкова "Защита прав и свобод человека на Ставрополье (История, теория, практика.)", которая вызывает интерес не только в среде научного сообщества и профессионалов-юристов, но и у граждан. В обращении О. Цветковой из Минеральных Вод, получившей книгу от Уполномоченного, сообщается: "Уважаемый Алексей Иванович! Большое спасибо Вам и Вашей команде за книгу с автографом. Мне по-человечески важно осознавать, что в нашем несовершенном обществе, где часто приходится сталкиваться с грубостью, халатностью и непрофессионализмом со стороны людей, облеченных властью, есть такие люди, как Вы, готовые бороться зато, что справедливо и законно. Искренне желаю Вам здоровья и дальнейших профессиональных успехов".
Весомым итогом десятилетней деятельности Уполномоченного по правам человека в крае является создание и работа Экспертного совета по вопросам соблюдения прав и свобод человека, состоящего из авторитетных общественных деятелей края, в числе которых главные редакторы газет "Ставропольская правда" и "Ставропольские губернские ведомости", первый вице-президент СГТРК, директор юридического института СКФУ, начальник Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД РФ, президент Адвокатской палаты края, президент Нотариальной палаты края - председатель регионального отделения Ассоциации юристов России. В состав совета также входят руководители краевых структур гражданского общества, известные правозащитники, деятели культуры, науки, служители Русской православной церкви. Такой авторитетный состав совета придает его решениям и рекомендациям значимый для формирования общественного мнения импульс.
Значительную помощь в повышении эффективности правозащитной деятельности, ее гласности и доступности оказывают представители и общественные помощники Уполномоченного и созданные ими общественные приемные в городах и районах края. В прошедшем году ими принято более 3500 граждан.
Наиболее эффективно осуществляют общественную деятельность представители Уполномоченного в Минераловодском районе - А. Костин; в Кировском районе - Ю. Соколов; в Советском и Нефтекумском районах - Ш. Ахмеджанов; в Петровском районе - А. Щедрин; в Предгорном районе - П. Юровский; в Андроповском районе - М. Весельев; в Туркменском районе - В. Курилов; в Буденновске - Э. Невский; в Кисловодске - С. Казиева; в Левокумском районе Н. Щедрин; на КМВ - В. Савельев; в Курском районе - И. Плотников, в Арзгирском районе - С. Белявский.
В городах и районах края, где назначены представители Уполномоченного, граждане всегда могут рассчитывать на квалифицированную юридическую бесплатную консультацию.

Заключение

В то время когда настоящий доклад готовился к печати, информация Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае А. Селюкова "О состоянии соблюдения прав и свобод граждан на территории Ставропольского края" 31 января 2013 года была заслушана на очередном, пятнадцатом заседании Думы Ставропольского края. Информация вызвала большой интерес и сопровождалась многочисленными вопросами и короткими комментариями депутатов в поддержку деятельности по защите прав и свобод человека в крае. По итогам обсуждения Дума приняла постановление.

Уполномоченный по правам человека
в Ставропольском крае,
заслуженный юрист РФ
А.СЕЛЮКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru