Законодательство
Ставропольский край

Ставропольский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 октября 2010 г. по делу № А63-1225/2007

г. Ставрополь

Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2010 года.
Решение изготовлено в полном объеме 06 октября 2010 года.
Арбитражный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Костюкова Д.Ю., судей Алиевой А.К., Зорина В.А.,
при ведении протокола помощником судьи Наваковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление
Муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" города Лермонтов
к Правительству Ставропольского края,
третьи лица:
Государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал",
Комитет Ставропольского края по государственному заказу,
Управление антимонопольной службы по Ставропольскому краю,
Региональная тарифная комиссия Ставропольского края,
администрация города Лермонтова,
о признании недействительным постановления Правительства Ставропольского края № 8-п от 26.01.2005 "О тарифах на услуги систем водоснабжения и канализации" в части,
при участии: представителей Правительства СК - Гладких О.В. по доверенности от 12.09.2008 № 01-26/4500, Гуньковой Ж.А. по доверенности от 12.09.2008 № 01-26/4499; представителя ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - Исраелян Л.В. по доверенности № 04-ю от 27.07.2010; представителя Комитета Ставропольского края по государственному заказу - Шафоростова Д.Ю. по доверенности № 23 от 03.08.2010; представителя Региональной тарифной комиссии СК - Гуньковой Ж.А. по доверенности № р-01-09/777,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал" города Лермонтов Ставропольского края обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Правительству Ставропольского края о признании недействительным абзаца 3 пункта 2.6 приложения к постановлению Правительства Ставропольского края от 26.01.2005 № 8-п "О тарифах на услуги систем водоснабжения и канализации" и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия (уточненные требования).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечены ГУП Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал", Комитет Правительства Ставропольского края по государственному заказу, Управление антимонопольной службы по Ставропольскому краю, Региональная тарифная комиссия Ставропольского края и администрация города Лермонтова Ставропольского края.
Решением суда от 10.06.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2009 производство по апелляционной жалобе предприятия на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.06.2009 прекращено. Суд указал, что суд первой инстанции ошибочно рассмотрел дело по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - обжалуемое постановление является нормативным правовым актом, по общему правилу, установленному частью 7 статьи 195 Кодекса решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативных правовых актов обжалуется в арбитражный суд кассационной инстанции. Апелляционная жалоба на такой судебный акт рассмотрению в суде апелляционной инстанции не подлежит.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.11.2009 решение суда первой инстанции от 10.06.2009 отменено, дело направлено на новое рассмотрение; определение суда апелляционной инстанции от 09.09.2009 оставлено без изменения.
Ссылаясь на нормативно-правовой характер оспариваемого постановления, дела об оспаривании которых в суде первой инстанции подлежат рассмотрению коллегиальным составом суда, суд кассационной инстанции отменил решение от 10.06.2009 по безусловному основанию.
Определением Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 21.01.2010 в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора определения Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2009, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.11.2009 отказано.
Решением суда от 23.10.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУП "Горводоканал" города Лермонтова, администрация города Лермонтова ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей МУП "Горводоканал" города Лермонтов, УФАС по Ставропольскому краю и администрации города Лермонтова в соответствии с пунктом 3 статьи 156 и пунктом 2 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители Правительства СК в судебном заседании с требованиями заявителя не согласились, указали, что оспариваемый акт принят с соблюдением действующего законодательства. Пояснили, что в соответствии с постановлением Главы города Лермонтова от 28.01.2005 № 25 и калькуляцией затрат по холодной воде на 2005 год по МУП "Горводоканал" администрацией города Лермонтова установлены экономически обоснованные тарифы на услуги водоснабжения, предоставляемые для населения города Лермонтов и прочих потребителей. Исходя из объема реализованной воды, предприятие должно получить прибыль в размере 4485,0 тыс. руб. В составе затрат, согласно приложенной калькуляции, заложены расходы на покупную воду в сумме 35616,0 тыс. руб. на основе среднего тарифа 7,0 руб. за 1 куб. м. Таким образом, заявитель продавая воду по утвержденным тарифам 15,57 руб. за куб. м, получил от потребителей возмещение затрат на покупную воду в сумме 7,0 руб. за куб. м. Учитывая изложенное, экономические интересы МУП "Горводоканал" оспариваемым постановлением не нарушаются. Оспариваемое постановление принято в рамках компетенции Правительства СК и на основании экспертизы, проведенной Комитетом СК по государственному заказу, поэтому утверждение заявителя о принятии тарифов без проведения экспертизы не соответствует действительности.
Представители третьих лиц: ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", Комитета Ставропольского края по государственному заказу и Региональной тарифной комиссии СК, поддержали доводы заинтересованного лица и просили в удовлетворении требований заявителя отказать.
Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, абзацем 3 пункта 2.6 приложения к Постановлению Правительства Ставропольского края № 8-п от 26.01.2005 "О тарифах на услуги систем водоснабжения и канализации" утверждены тарифы (стоимость) услуг систем водоснабжения Кубанских очистных сооружений, для муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" города Лермонтова, с 1 февраля 2005 года в размере 7,0 руб./куб. м.
Установление отпускной стоимости на воду в размере 7 руб. за куб. м на 2005 год превысило ранее существовавший тариф в два раза и привело к образованию у заявителя задолженности за потребленную воду перед ГУП "Ставрополькрайводоканал" в сумме 16 млн рублей.
Считая свои экономические интересы ущемленными, предприятие обратилось в суд с иском о признании недействительным установленного тарифа на 2005 год.
Согласно пункту 5 действовавших в спорный период Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.02.2004 № 89, методом установления цен и тарифов является метод экономической обоснованности расходов, дополнительным методом является установление цен и тарифов, метод индексации на основе индексов-дифляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития и торговли РФ (п. 6 указанного Постановления Правительства РФ).
Арбитражный суд, учитывая сложность исследования расчетов тарифов в жилищнокоммунальном секторе экономике, требующих специальных познаний, определением от 08.02.2008 назначил проведение судебно-бухгалтерской и финансово-экономической экспертизы. Проведение экспертизы поручено ГУ Ставропольской лаборатории судебной экспертизы Минюста РФ. На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
1. Обоснован ли тариф на питьевую воду на 2005 год для потребителей ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в размере 13,94 рублей куб. м, установленный постановлением Правительства СК от 26.01.2005 № 8-п "О тарифах на услуги систем водоснабжения и канализации"?
2. Каковы себестоимость 1 куб. м питьевой воды филиала ГУП "Ставрополькрайводоканал" Кубанские очистные сооружения, предельная расчетная стоимость и отпускная стоимость?
3. Были ли учтены в составе установленной распоряжением № 44 от 02.02.2005 ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" предельной расчетной стоимости 3,13 рублей за 1 куб. м питьевой воды фактические затраты на амортизацию, материалы, электроэнергию, текущий и капитальный ремонты, оплату труда, социальный налог, цеховые расходы, общеэксплуатационные расходы, налоги, услуги банка, выплаты по коллективному договору и налог на имущество?
Как это имело место при издании аналогичного распоряжения ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" № 1016 от 29.12.2006? Либо в составе установленной


распоряжением № 44 от 02.02.2005 предельной расчетной стоимости 3,13 рублей за 1 куб. м учтены другие фактические затраты ГУП СК "Ставрополькрайводоканал"?
Какова структура указанных выше затрат?
Какова величина экономически обоснованного тарифа на питьевую воду, отпускаемую филиалом ГУП "Ставрополькрайводоканал" Кубанские очистные сооружения в 2005 году?
4. Какие затраты по содержанию Кубанских очистных сооружений учитывались в 2005 году, их состав и величина постатейно, их экономическая обоснованность?
5. Какова величина плановой и величина фактической прибыли Кубанских очистных сооружений в 2005 году?
6. Как учитывалась утвержденная распоряжением № 44 от 02.02.2005 ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" предельная расчетная стоимость 3,13 рублей за 1 куб. м питьевой воды при утверждении тарифов на 2005 год в постановлении Правительства Ставропольского края от 26.01.2005 № 8-п "О тарифах на услуги систем водоснабжения и канализации" для МУП "Горводоканал" города Лермонтов?
7. Были ли при утверждении тарифов для МУП "Горводоканал" города Лермонтов исключены из предельной расчетной стоимости 3,13 руб. за 1 куб. м фактические затраты ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", приходящиеся на долю всех его филиалов?
Согласно заключению экспертов от 25.07.2008 № 408/409/5-3 заявитель является абонентом филиала ГУП "Ставрополькрайводоканал" Кубанские очистные сооружения водоснабжения.
Заявитель считает, что установленный для него тариф на воду завышен. В связи, с чем у МУП "Горводоканал" образовалась перед ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" задолженность за потребленную питьевую воду в размере 16 млн руб.
Экономическое обоснование тарифа на услуги систем водоснабжения, предоставляемое ГУП "Ставрополькрайводоканал" в 2005 году, представлено в заключении Комитета Ставропольского края по ценам, утвержденном приказом от 20.12.2004 № 147. В указанном заключении скорректированы запланированные ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" расходы по водоснабжению и планируемая прибыль предприятия.
Так например, расходы предприятия на 2005 год по водоснабжению на сумму 71664 тыс. руб. признаны комитетом нецелесообразными и уменьшены. Также из планируемой прибыли исключена как необоснованная прибыль в сумме 7027 тыс. руб. В результате рассчитаны экономически обоснованные тарифы на услуги ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", которые впоследствии были утверждены постановлением Правительства Ставропольского края от 26.01.2005 № 8-п.
Помимо указанной экспертизы ЗАО "АКЦ Жилкомаудит" 10.12.2004 провело экспертизу расчетов тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в 2005 году.
Согласно заключению ЗАО "АКЦ Жилкомаудит" по результатам проведенной экспертизы тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в 2005 году, признаны экономически обоснованными.
Основные принципы и методы установления тарифов на коммунальные услуги, а также правила регулирования и применения этих тарифов установлены в Основах ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.02.2004 № 89 (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).
В соответствии с указанным постановлением тарифы на услуги по водоснабжению и тарифы на услуги по водоотведению подлежат регулированию (п. 3-б Основ). Согласно пункту 5 Основ методом установления цен и тарифов является метод экономической обоснованности расходов. Дополнительным методом установления цен и тарифов является метод индексации, в соответствии с которым цены и тарифы, установленные с использованием метода экономической обоснованности, меняются с учетом индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (п. б). Состав расходов и оценка их экономической обоснованности определяются согласно методике, разрабатываемой федеральным органом исполнительной власти в области строительства и жилищно-коммунального комплекса с учетом перечня работ по текущему ремонту общего имущества жилых домов, утверждаемого Правительством Российской Федерации (п. 5 Основ).
Порядок планирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства в 2005 году определялся Методикой планирования, учета и калькуляции себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной постановлением Государственного комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике Правительства РФ от 23.02.1999 № 9, в соответствии с которой, планирование себестоимости является одним из основных этапов формирования экономически обоснованных тарифов (п. 4 Методики).
Плановая себестоимость единицы услуги определяется делением общей суммы плановых затрат на плановый объем услуг в натуральном выражении, рассчитанный исходя из нормативов (лимитов) их потребления и общего числа потребителей (по группам и категориям).
Согласно пункту 4.4 Методики себестоимость реализации общего объема услуг определяется как сумма затрат связанных с производством и реализацией услуг.
В состав планируемых затрат на передачу воды филиалом ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" Кубанские очистные сооружения водоснабжения в 2005 году в сумме 229762 тыс. руб. в установленной предельной расчетной стоимости 3,13 руб. за 1 куб. м включены только плановые затраты на 2005 год по филиалу ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" Кубанские очистные сооружения водоснабжения.
Фактические затраты ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", приходящиеся на долю всех его филиалов, в расчете предельной расчетной стоимости в сумме 3,13 руб. за 1 куб. м, утвержденной распоряжением ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" от 02.02.2005 № 44, не учитывались. В ходе проведенного исследования установлено, что предельная расчетная стоимость в сумме 3,13 руб. за 1 куб. м при расчетах филиала ГУП СК
"Ставрополькрайводоканал" Кубанские очистные сооружения водоснабжения с филиалами за переданную питьевую воду, установленная Распоряжением ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" от 02.02.05 № 44 рассчитана Комитетом Ставропольского края по ценам только с учетом затрат по передаче питьевой воды филиалом ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" Кубанские очистные сооружения водоснабжения и не взаимосвязана с расчетом тарифа на услуги систем водоснабжения, предоставляемые ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в 2005 году, принятого постановлением Правительства Ставропольского края от 26.01.2005 № 8-п, в основу которого Комитетом Ставропольского края по ценам положены плановые затраты на реализацию питьевой воды в целом по всем филиалам ГУП СК "Ставрополькрайводоканал".
Согласно представленным калькуляциям плановые затраты на передачу питьевой воды и затраты на реализацию услуг систем водоснабжения учтены и по филиалу ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" Кубанские очистные сооружения водоснабжения и в целом по ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в 2005 году, являются раздельными и не взаимосвязаными.
Согласно выводам экспертов экономически обоснованным тарифом на предоставление ГУП "Ставрополькрайводоканал" систем питьевого водоснабжения (без учета НДС) в 2005 году является рассчитанный в заключении Комитета Ставропольского края по ценам, утвержденном приказом от 20.12.2004 № 147, тариф в сумме 13,60 руб./куб. м за 1 куб. м (на осуществление услуг систем водоснабжения в объеме 108742 тыс. куб. м запланированы затраты в сумме 1479392 тыс. руб.).
Основные составляющие затрат, запланированных в целом по ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" на 2005 год при осуществлении производственной деятельности, соответствуют статьям затрат, связанным с производством и реализацией услуг, предусмотренным пунктами 3.2 и 3.3.1 Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной постановлением Государственного комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике от 23.02.1999 № 9. Таким образом затраты, запланированные ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" на осуществление услуг систем водоснабжения являются экономически обоснованными.
Утвержденные постановлением Правительства Ставропольского края от 26.01.2005 № 8-п, с учетом необходимости возмещения экономически обоснованных затрат ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", тарифы на предоставление услуг систем водоснабжения и услуг канализации, на услуги питьевого водоснабжения (без НДС) в размере: по ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - 13,94 руб./куб. м; по филиалу Кубанские очистные сооружения водоснабжения для МУП "Горводоканал" города Лермонтов - 7,00 руб./куб. м экономически не обоснованы и получены Комитетом Ставропольского края по ценам, согласно экспертному заключению, расчетным путем "во избежание резкого повышения тарифа для потребителей г. Лермонтова, а также с целью постепенного выравнивания тарифов для МУП "Горводоканал" города Лермонтова".
Согласно экспертному заключению Комитетом Ставропольского края по ценам при расчете тарифов на услуги питьевого водоснабжения ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в 2005 году применены два метода - экономической обоснованности расходов и расчетного метода.
Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.02.2004 № 89, применение в течение одного расчетного периода регулирования разных методов установления цен и тарифов в отношении организаций, осуществляющих одни и те же регулируемые виды деятельности, не допускается.
Правительство Ставропольского края признало факт применения при расчетах спорного тарифа сразу двух методов и объяснило этот факт необходимостью защитить интересы конечных потребителей воды города Лермонтов от резкого повышения цены на воду.
На основании изложенного суд отклоняет доводы заявителя об экономической необоснованности оспариваемого тарифа на воду и не проведении экспертизы по обоснованию тарифа, поскольку судом установлен факт проведения экспертизы двумя организациями - Комитетом Ставропольского края по ценам (приказ от 20.12.2004 № 147) и ЗАО "АКЦ Жилкомаудит" (заключение от 10.12.2004).
Учитывая выводы экспертов, полноту и всесторонность экспертного исследования обоснованности расчетов, суд приходит к выводу, что расчеты спорного тарифа произведены в соответствии с действующим законодательством и являются экономически обоснованными.
Судом также отмечается, что заявитель получил, либо должен был получить полное возмещение расходов на повышение цены (тарифа) на воду, поскольку цена воды для потребителей МУП "Горводоканал" города Лермонтова в рассматриваемый период составляла 14,01 рублей за 1 куб. м воды, и полностью компенсировала затраты заявителя на покупку воды. Указанный факт подтверждается постановлением Главы города Лермонтова от 28.0.2005 № 25 "Об утверждении тарифов на услуги систем водоснабжения, представляемые филиалом
ЗАО "Южная энергетическая компания" и МУП "Горводоканал" города Лермонтова", калькуляцией затрат по холодной воде на 2005 год по МУП "Горводоканал" города Лермонтова для расчета тарифов для населения и прочих потребителей.
Учитывая изложенное, суд отклоняет доводы заявителя о нарушении его экономических прав и интересов.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства Ставропольского края от 19.09.2001 "Об упорядочении государственного регулирования цен (тарифов) на территории Ставропольского края" имеет номер 210-п, а не 201-п.

Суд, проверив оспариваемое постановление, на соответствие Закону РФ "Об основах федеральной жилищной политики", постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлению Правительства РФ от 26.08.2004 № 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", постановлению Правительства СК от 19.09.2001 № 201-п "Об упорядочении государственного регулирования цен (тарифов) на территории СК", считает его соответствующим указанным нормативным правовым актам, имеющим высшую силу.
Учитывая изложенное, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований и признания недействительным оспариваемого акта.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ суд относит уплату государственной пошлины на заявителя.
Из материалов дела следует, что государственная пошлина по делу в размере 2000 рублей уплачена предприятием в полном объеме при подаче заявления 06.02.2007 платежным поручением № 72.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 174, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении требований Муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" города Лермонтов о признании недействительным абзаца 3 пункта 2.6 Приложения к Постановлению Правительства Ставропольского края от 26.01.2005 № 8-п "О тарифах на услуги систем водоснабжения и канализации" и обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов МУП "Горводоканал" города Лермонтов, отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа г. Краснодар в течение месяца со дня вступления в законную силу в порядке, предусмотренном статьями 275, 277 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решение в полном объеме подлежит опубликованию в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и газете "Ставропольская правда".

Председательствующий судья
Д.Ю.КОСТЮКОВ

Судьи
А.К.АЛИЕВА
В.А.ЗОРИН





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru