Законодательство
Ставропольский край

Ставропольский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 марта 2013 г. по делу № А63-1648/2012

Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2013 года.
Решение изготовлено в полном объеме 12 марта 2013 года.
Арбитражный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Зорина В.А., судей Борозинца А.М., Алиевой А.К., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивлевой А.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Арго", г. Ессентуки, (ИНН 2626005270 ОГРН 1022601223050),
к Минераловодскому Совету, г. Мин-Воды (ИНН 2630029323 ОГРН 1022601457251),
с привлечением к участию в дело третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Минераловодского муниципального района, министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, ОАО "Пятигорский теплоэнергетический комплекс", Ленинского поселения Минераловодского района,
о признании недействительным решения Минераловодского Совета от 23.09.2011 № 11/126 в части строительства: - полигона ТБО в селе Прикумском Минераловодского района; - полигона ТБО города Минеральные Воды Минераловодского района по адресу: г. Минеральные Воды - Ленинское поселение Минераловодского района; - мусоросортировочной линии по адресу: г. Минеральные Воды - Ленинское поселение Минераловодского района; - мусоросортировочной линии по адресу: село Прикумское Минераловодского района,
при участии представителя заявителя Акопджанова Д.Ю., доверенность от 23.10.2012, представителя ОАО "ПТЭК" Шапедько А.В., доверенность от 09.01.2013, в отсутствие заинтересованного лица, третьих лиц - администрации Минераловодского муниципального района, министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Ленинского поселения Минераловодского района,

установил:

ООО "Арго" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Минераловодскому Совету, г. Мин-Воды о признании недействительным решения Минераловодского Совета от 23.09.2011 № 11/126 в части строительства: - полигона ТБО в селе Прикумском Минераловодского района; - полигона ТБО города Минеральные Воды Минераловодского района по адресу: г. Минеральные Воды - Ленинское поселение Минераловодского района; - мусоросортировочной линии по адресу: г. Минеральные Воды - Ленинское поселение Минераловодского района; - мусоросортировочной линии по адресу: село Прикумское Минераловодского района.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: - администрация Минераловодского муниципального района, министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, ОАО "Пятигорский теплоэнергетический комплекс", Ленинское поселение Минераловодского района.
Заявитель уточнил требования в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просил принять отказ от заявленных требований в части строительства полигона ТБО в селе Прикумском Минераловодского района; строительства мусоросортировочной линии по адресу: село Прикумское Минераловодского района.
Уточнение судом рассмотрено и принято.
Рассмотрение настоящего дела проводится с учетом уточненных заявленных требований.
В судебном заседании от 25.02.2013 объявлен перерыв до 04.03.2013. После перерыва рассмотрение дела продолжено.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований, указав, что нарушаются права и законные интересы ООО "Арго" в сфере предпринимательской деятельности, так как общество вкладывает собственные средства в строительство Минераловодского отходоперерабатывающего комплекса. Кроме того, принятое решение в части строительства полигонов ТБО в с. Прикумском и г. Минеральные Воды в Ленинском поселении, а также мусоросортировочных линий в с. Прикумском и Ленинском поселении противоречит распоряжению правительства Ставропольского края от 14.10.2009 № 369-рп "О мерах по совершенствованию системы обращения с отходами производства и потребления на территории Ставропольского края".
Представитель третьего лица - ОАО "ПТЭК" представил в суд мотивированный отзыв, в котором просил суд удовлетворить требования заявителя. В судебном заседании представитель ОАО "ПТЭК" доводы, изложенные в отзыве, поддержал.
Представитель Минераловодского Совета в судебное заседание не явился, направил в суд мотивированный отзыв, в котором указал, что решение Минераловодского Совета от 23.09.2011 № 11/126 не содержит обязательных предписания, распоряжений, влекущих юридические последствия, и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: распоряжение Правительства Ставропольского края № 369-рп издано 14.10.2009, а не 14.09.2009.

Заинтересованное лицо также указало в отзыве, что заявитель в обоснование своего требования о признании незаконной (недействующей) "Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Минераловодского муниципального района Ставропольского края на 2011 - 2025 годы" ссылается на противоречие ее положений распоряжению правительства Ставропольского края № 369-рп от 14.09.2009 "О мерах по совершенствованию системы обращения с отходами производства и потребления на территории Ставропольского края". Между тем в указанном распоряжении речь идет об одобрении перечня межмуниципальных зональных центров (отходоперерабатывающих комплексов) в Ставропольском крае, тогда как "Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Минераловодского муниципального района Ставропольского края на 2011 - 2025 годы" распространяет свое действие только на территорию муниципального образования - Минераловодский муниципальный район. Запрета на возможность строительства в будущем объектов, связанных с организацией утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, распоряжение Правительства Ставропольского края № 369-рп от 14.09.2009 не содержит.
Администрация Минераловодского муниципального района, министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Ленинское поселение Минераловодского района в судебное заседание не явились, ходатайств суду не представили, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом (в деле имеются соответствующие уведомления).
Администрация Минераловодского муниципального района Ставропольского края представила в суд отзыв, в котором просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований на основании доводов, изложенных в отзыве.
Ленинское поселение Минераловодского района Ставропольского края также представило в суд отзыв, в котором просило суд удовлетворить требования заявителя в части строительства полигона ТБО г. Минеральные Воды Минераловодского района по адресу: г. Мин. Воды - Ленинское поселение Минераловодского района и мусоросортировочной линии по адресу: г. Минеральные Воды - Ленинское поселение Минераловодского района.
В соответствии с частью 1 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие заинтересованного и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав и оценив материалы дела и приложенные к нему документы, выслушав представителей заявителя и третьего лица, изучив все имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что требования общества не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением Минераловодского Совета от 23.09.2011 № 11/126, утверждена "Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Минераловодского муниципального района Ставропольского края на 2011 - 2025 годы". Впоследствии в положения указанной Программы, решением Минераловодского Совета от 30.11.2011 № 13/158 были внесены изменения: положения в части строительства полигона ТБО в селе Прикумском Минераловодского района, расположенного 700 м севернее северо-восточной окраины с. Прикумское Минераловодского района, и строительства мусоросортировочной линии по адресу: село Прикумское Минераловодского района, были из текста программы исключены (Решение Минераловодского Совета от 30.11.2011 № 13/158 опубликовано в газете "Минеральные Воды", № 40, 41, 42 за 2011 год).
Данной программой предусмотрен ряд мероприятий в целях улучшения экологической ситуации на территории района и обеспечения безопасных и комфортных условий проживания граждан, в числе которых предусмотрено строительство полигона ТБО города Минеральные Воды Минераловодского района по адресу: г. Минеральные Воды - Ленинское поселение Минераловодского района; мусоросортировочной линии по адресу: г. Минеральные Воды - Ленинское поселение Минераловодского района.
В рамках реализации плана мероприятий по формированию комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами в Ставропольском крае, на первом этапе были разработаны и утверждены генеральные схемы очистки территорий населенных пунктов муниципальных образований края.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: распоряжение Правительства Ставропольского края от 14.10.2009 имеет номер 369-рп, а не 309-рп.

На втором этапе распоряжением Правительства Ставропольского края от 14.10.2009 № 309-рп "О мерах по совершенствованию системы обращения с отходами производства и потребления на территории Ставропольского края" был разработан и утвержден перечень межмуниципальных зональных центров (отходоперерабатывающих комплексов) в крае.
Утвержденный правительством Ставропольского края перечень межмуниципальных зональных центров (отходоперерабатывающих комплексов) в Ставропольском крае предусматривает строительство Кавминводского зонального центра, расположенного в селе Первомайском Минераловодского района.
Строительство Кавминводского межмуниципального зонального центра предусмотрено в селе Первомайском Минераловодского района, которое согласно инвестиционному соглашению от 12.04.2011, заключенному с органом местного самоуправления, осуществляется обществом с ограниченной ответственностью "Арго".
Заявитель считает, что принятое Советом Минераловодского муниципального района решение в части строительства полигонов ТБО и мусоросортировочных линий противоречит вышеназванному распоряжению Правительства Ставропольского края, нарушает права и законные интересы заявителя, так как деятельность полигона может оказать существенное влияние на окупаемость проекта строительства Минераловодского зонального центра в селе Первомайском, что отрицательно отразиться на финансовом положении ООО "Арго".
В этой связи общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанного решения.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным в том случае, если он не соответствует закону или иным правовым актам и одновременно нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нормами пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "Об отходах производства и потребления" установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Следовательно, принятие оспариваемого решения от 23.09.2011 № 11/126, согласно которому утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Минераловодского муниципального района Ставропольского края на 2011 - 2025 годы, входит в компетенцию Совета Минераловодского муниципального района, являющегося представительным органом местного самоуправления.
Программа предполагает строительство полигона ТБО города Минеральные Воды Минераловодского района по адресу: г. Минеральные Воды - Ленинское поселение Минераловодского района; мусоросортировочной линии по адресу: г. Минеральные Воды - Ленинское поселение Минераловодского района.
Предусмотренные Программой прогнозируемые в будущем к строительству объекты: строительство полигона ТБО города Минеральные Воды Минераловодского района по адресу: г. Минеральные Воды - Ленинское поселение Минераловодского района; строительство мусоросортировочной линии по адресу: г. Минеральные Воды - Ленинское поселение Минераловодского района, относятся к объектам утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, создают конкурентную среду на рынке услуг по переработке и захоронению отходов и отвечает требованиям, установленным Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" по недопущению, ограничению, устранению конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Кроме того, предусмотренные указанной Программой меры, в случае их реализации, приведут к росту качественных показателей экологической обстановки на территории Минераловодского муниципального района, а также количественных показателей в области обезвреживания и утилизации отходов с учетом привлечения инвестиций в данную сферу деятельности, созданию конкурентной среды и, как следствие, повышению качества и доступности услуг по обращению с отходами для населения данного района.
Поскольку данная Программа не содержит обязательных для исполнения норм и правил, влекущих юридические последствия, а также не устанавливает, не изменяет, не отменяет какие-либо права и не возлагает на заявителя и других лиц обязанности и за ее неисполнение не предусмотрены санкции, следовательно, данный документ не обладает нормативно-правовыми признаками.
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 14.10.2009 № 369-рп "О мерах по совершенствованию системы обращения с отходами производства и потребления на территории Ставропольского края" носит рекомендательный характер и не устанавливает запретов на строительство полигонов по захоронению отходов, следовательно, оспариваемая Программа не противоречит указанному распоряжению или иным нормативным правовым актам.
Кроме того, в подтверждение своих доводов заявитель не представил суду достаточных доказательств нарушения оспариваемым решением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности или навязывания каких-либо обязанностей, создающих препятствия для ее осуществления.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания, предусмотренные частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195, 196, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

решил:

принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Арго", г. Ессентуки от заявленных требований в части строительства полигона ТБО в селе Прикумском Минераловодского района; строительства мусоросортировочной линии по адресу: село Прикумское Минераловодского района.
Производство по делу в части строительства полигона ТБО в селе Прикумском Минераловодского района; строительства мусоросортировочной линии по адресу: село Прикумское Минераловодского района прекратить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Арго", г. Ессентуки в признании недействительным решения Минераловодского Совета от 23.09.2011 № 11/126 в части строительства: полигона ТБО города Минеральные Воды Минераловодского района по адресу: г. Минеральные Воды - Ленинское поселение Минераловодского района; мусоросортировочной линии по адресу: г. Минеральные Воды - Ленинское поселение Минераловодского района.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий
В.А.ЗОРИН

Судья
А.М.БОРОЗИНЕЦ

Судья
А.К.АЛИЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru