Законодательство
Ставропольский край

Ставропольский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 июня 2010 г. по делу № А63-1767/2010

Арбитражный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Быкодоровой Л.В, судей Зорина В.А., Алиевой А.К. при ведении протокола секретарем судебного заседания Артюховой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление закрытого акционерного общества "САХ", г. Ставрополь
к администрации города Ставрополя,
с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
ООО "Полигон Яр", г. Ставрополь,
Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, г. Ставрополь
комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя,
комитета экономического развития и торговли администрации г. Ставрополя,
о признании недействующим постановления главы города Ставрополя от 30.12.2009 № 1897 "Об установлении предельного тарифа на услуги, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Полигон Яр" по приему и захоронению твердых бытовых отходов", как не соответствующих части 1 статьи 13 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 № 210-ФЗ и постановлению региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 30.10.2008 № 30/1,
при участии в судебном заседании от заявителя ЗАО "САХ" - Снегового А.В. на основании протокола от 03.06.2004 № 8 (директор), Дегтяревой С.И. по доверенности от 09.02.2010 № 01-07/86; представителя заинтересованного лица - администрации города Ставрополя - Водяник И.В. по доверенности от 11.01.2010 № 01/1-16-10; представителя ООО "Полигон Яр" - Фишера С.Ф. по доверенности б/н от 05.09.2009, представителя комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя - Московского В.В. по доверенности от 12.01.2010 № 08-03/6б-14, представителей комитета экономического развития и торговли администрации г. Ставрополя Роговой И.В. по доверенности от 24.03.2010 № 07/1-2391, Мезиной Т.А. по доверенности от 17.05.2010 № 07/1-4409; представителей региональной тарифной комиссии Ставропольского края - Гуньковой Ж.А. по доверенности от 16.04.2010 № р-01-09/777, Акрамовской Т.Ю. по доверенности от 02.04.2010 № р-01-01/625,

установил:

Закрытое акционерное общество "САХ" (далее - заявитель, общество, ЗАО "САХ") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Ставрополя (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании недействующим постановления администрации города Ставрополя от 30.12.2009 № 1897 "Об установлении предельного тарифа на услуги, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Полигон Яр", по приему и захоронению твердых бытовых отходов", как не соответствующее частью 1 статьи 13 ФЗ "Об основах регулируемого тарифов организаций коммунального комплекса от 30.12.2004 № 210-ФЗ и постановлению Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 30.10.2008 № 30/1.
Определениями суда от 15 марта 2010 (т. 1. л.д. 40 - 41), 15 марта 2010 (т. 1 л.д. 42 - 43), 28 апреля 2010 (т. 4 л.д. 25 - 26) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет экономического развития и торговли администрации города Ставрополя, Региональная тарифная комиссия Ставропольского края, комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя.
5 мая 2010 года исполняющим обязанности председателя судебного состава было вынесено определение о замене судьи в соответствии со статьей 18 арбитражного процессуального кодекса (т. 4 л.д. 31 - 32).
7 мая 2010 года судьей Быкодоровой Л.В. было вынесено определение о принятии дела к своему производству (т. 4 л.д. 33 - 34). Арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу (статья 10 АПК РФ). После замены судьи рассмотрение дела начинается с самого начала, что отражено в протоколе судебного заседания от 18 мая 2010 года (т. 4 л.д. 117).
18 мая 2010 года в судебном заседании был объявлен перерыв до 25 мая 2010 года (т. 4 л.д. 119).
Представители ЗАО "САХ" в судебном заседании требования поддержали, по основаниям и доводам, указанным в заявлении (т. 1 л.д. 6 - 8) и пояснили, что оспариваемый акт не соответствует части 1 статьи 13 ФЗ "Об основах регулируемого тарифов организаций коммунального комплекса от 30.12.2004 № 210-ФЗ и постановлению Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 30.10.2008 № 30/1 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" № 210-ФЗ от 30.12.2004, имеющих большую юридическую силу, чем постановление администрации города Ставрополя № 1897 от 30.12.2009.
Постановлением администрации города Ставрополя от 30.12.2009 № 1897 предельный тариф на услуги ООО "Полигон Яр" на 2009 год установлен с превышением индекса максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установленного постановлением Региональной тарифной комиссии. Основным видом деятельности ЗАО "САХ" является оказание услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов и все вывозимые заявителем бытовые отходы утилизируются на полигоне ООО "Полигон Яр" и плата за утилизацию твердых бытовых отходов занимает значительное место в расходах ЗАО "САХ". Данное обстоятельство нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 30.10.2008 имеет номер 30/1, а не 30/1/4.

Представитель администрации города Ставрополя с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что оспариваемый акт органа местного самоуправления не противоречит действующему законодательству; постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края № 30/1 от 30.10.2008 установлен предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в размере 117,2 процента в среднем по каждому муниципальному образованию Ставропольского края; индекс роста установленного главой города Ставрополя ООО "Полигон Яр" тарифа на прием и захоронение ТБО в сравнении с действующим на конец предыдущего периода регулирования составил 117,0 процентов и, таким образом, не превысил индекс, предусмотренный постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 30.10.2008 № 30/1/4; просил суд в удовлетворении заявленных требований ЗАО "САХ" отказать в полном объеме (т. 1 л.д. 88 - 91).
Представители комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя также не согласились с доводами заявителя и настаивали на отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (т. 1 л.д. 80 - 87) и пояснили, что комитетом экономического развития и торговли администрации города Ставрополя при анализе расчетных материалов ООО "Полигон Яр" в процессе подготовки проекта постановления главы города Ставрополя "Об установлении предельного тарифа на услуги, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Полигон Яр", по приему и захоронению твердых бытовых отходов" была детально рассмотрена экономическая обоснованность плановых затрат, включаемых в расчет тарифа на 2009 год; исходя из экономически обоснованных планируемых затрат был рассчитан соответствующий тариф на прием и захоронение твердых бытовых отходов в размере 49,14 руб. за 1 м 3 ТБО, который установлен без превышения индекса максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установленного постановлением Региональной тарифной комиссии.
Представитель комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя не согласился с заявленными обществом требованиями, считая их не обоснованными по следующим основаниям; отраслевой орган администрации города Ставрополя (комитет городского хозяйства) рассматривает предложения хозяйствующего субъекта об установлении цен (тарифов) и проверяет соответствие указанных предложений требованиям законодательства; по результатам рассмотрения предложений отраслевой орган дает мотивированное заключение о возможности установления цен (тарифов) и формирует предложения об установлении цен (тарифов) и представляет в комитет Экономического развития и торговли администрации города Ставрополя (ст. 11 Положения); для обоснования тарифа на 2009 год ООО "Полигон Яр" представило в комитет городского хозяйства производственную программу по обеспечению оказания услуг по приему и захоронению твердых бытовых отходов на 2009 год; материалы по расчету планируемого тарифа в целях обеспечения финансовых потребностей, необходимых для выполнения данной производственной программы; расчет тарифа на 2009 год, а также подтверждающие документы (приложение к отзыву); по результатам рассмотрения представленных материалов комитет городского хозяйства дал положительное заключение о согласовании мероприятий, включенных в производственную программу; индекс роста установленного для ООО "Полигон Яр" тарифа в сравнении с действующим на конец предыдущего периода регулирования составил 117,0 процентов и не превысил индекс, предусмотренный постановлением Региональной тарифной комиссии СК от 30.10.2008 № 30/1 в размере 117,8 процентов для города Ставрополя. Представитель комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя настаивал на том, что оспариваемое постановление главы города Ставрополя принято в соответствии с действующим законодательством, постановление РТК СК не нарушает и является законным (т. 4 л.д. 125 - 127).
Представитель ООО "Полигон Яр" с заявленными требованиями не согласился, считает оспариваемое постановление соответствующим действующему законодательству. Настаивает, что превышения индекса максимально возможного изменения тарифов, установленного постановлением Региональной тарифной комиссии, оспариваемым постановлением не допущено, в связи с чем, просит суд в удовлетворении заявления отказать (т. 1 л.д. 32 - 33, 115 - 117).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление администрации г. Ставрополя от 30.12.2009 имеет номер 1897, а не 1879.

Представители РТК пояснили, что по состоянию на 31 декабря 2009 года на услуги, оказываемые ООО "Полигон Яр" по приему и захоронению твердых бытовых отходов, действовал тариф в размере 49,14 рубля за один кубический метр твердых бытовых отходов, установленный постановлением администрации города Ставрополя от 30.12.2009 № 1879 или установлен с индексом 112,7 процента, РТК Ставропольского края постановлением от 30 октября 2008 года № 30/1 утвердило на 2009 год по каждому муниципальному образованию Ставропольского края, в том числе для города Ставрополя, предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в размере 117,2 процента. Представители РТК считают, что превышения индекса максимально возможного изменения тарифов, установленного постановлением Региональной тарифной комиссии, в оспариваемом постановлении, не имеется, в связи с чем просили суд в удовлетворении требований заявителю отказать (т. 1 л.д. 92 - 95)
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает требования заявителя необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 12 января 2009 года между ООО "Полигон Яр" и ЗАО "САХ" заключен договор № 03-09 (т. 4 л.д. 41), согласно которому ООО "Полигон Яр" (Исполнитель) обязался регулярно в течение срока действия договора производить прием и размещение отходов на полигоне твердых бытовых отходов на условиях, предусмотренных договором, а ЗАО "САХ" (Заказчик) обязалось оплатить услуги Исполнителя согласно цене, установленной договором.
Согласно пункту 3.1 указанного договора стоимость приема и размещения 1 куб. м неуплотненных отходов составляет 49,14 рубля, включая налоги, предусмотренные действующим законодательством, исключая экологические платежи и НДС. Срок действия договора установлен пунктом 4.1 - до 31.12.2009.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" № 210-ФЗ от 30.12.2004 (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 № 230) тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов подлежат регулированию органами местного самоуправления.
Частью 3 статьи 4 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" № 210-ФЗ от 30.12.2004 (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 № 230) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, устанавливают предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям. Указанные предельные индексы и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, в случае их установления. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Региональная тарифная комиссия Ставропольского края является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 30.10.2008 № 30/1 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размеров платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размеров платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год" установлено, что предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, установлен на 2009 год в размере 117,2% в среднем по каждому муниципальному образованию Ставропольского края.
В соответствии с ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 № 210-ФЗ и решением Ставропольской городской Думы от 30.08.2006 № 96 "Об утверждении Положения о порядке установления цен (тарифов на товары (работы, услуги), подлежащих регулированию органами местного самоуправления города Ставрополя" тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов подлежат регулированию органом местного самоуправления.
Администрацией города Ставрополя 30 декабря 2009 года было принято постановление № 1897 "Об установлении предельного тарифа на услуги, оказываемые ООО "Полигон Яр" по приему и захоронению твердых бытовых отходов". Данное постановление было официально опубликовано в газете "Вечерний Ставрополь" от 31.12.2009 и вступало в силу со дня его официального опубликования, то есть с 31.12.2009 (Т. 1 л.д. 9)
Постановлением был утвержден тариф на услуги ООО "Полигон Яр" в размере 49,14 рублей за один кубический метр отходов. Срок действия настоящего тарифа - до 31.12.2009 (пп. 2, 3 постановления).
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в редакции до 30 декабря 2008 года (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, устанавливают предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям.
РТК Ставропольского края, в порядке, определенном Федеральным законом № 210-ФЗ, устанавливает предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - предельный индекс) по муниципальным образованиям Ставропольского края.
В соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ расчет предельных индексов в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год осуществляется исходя из установленных тарифов, действующих на конец предыдущего года.
Таким образом, для определения соответствия тарифов на услуги ООО "Полигон Яр" по приему и захоронению твердых бытовых отходов, утвержденные органами местного самоуправления города Ставрополя, предельным индексам, утвержденным РТК Ставропольского края постановлениями от 30 октября 2008 года № 30/1 (на 2009 год) и от 13 ноября 2009 года № 52/2 (на 2010 год), необходимо исходить из размеров установленных тарифов, действовавших соответственно на период с 31 декабря 2008 год по 31 декабря 2009 год.
По состоянию на 31 декабря 2008 года на услуги, оказываемые ООО "Полигон Яр" по приему и захоронению твердых бытовых отходов, действовал тариф в размере 42 рубля за один кубический метр твердых бытовых отходов с учетом налога на добавленную стоимость (НДС), установленный постановлением главы города Ставрополя от 05 июля 2006 года № 2302 (с изменениями от 18.07.2007, 24.12.2008).
РТК Ставропольского края постановлением от 30 октября 2008 года № 30/1 (Т. 1 л.д. 49 - 50) утвердило на 2009 год по каждому муниципальному образованию Ставропольского края, в том числе для города Ставрополя, предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в размере 117,2 процента.
По состоянию на 31 декабря 2009 года на услуги, оказываемые ООО "Полигон Яр" по приему и захоронению твердых бытовых отходов, действовал тариф в размере 49,14 рубля за один кубический метр твердых бытовых отходов, установленный постановлением администрации города Ставрополя от 30.12.2009 № 1879 или установлен с индексом 112,7 процента.
При переходе ООО "Полигон Яр" на упрощенную систему налогообложения, тариф на услуги не может определяться путем простого вычитания суммы - НДС из утвержденного регулирующим органом тарифа по нескольким основаниям.
Во-первых, при переходе на упрощенную систему налогообложения у организации возникают дополнительные расходы. В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты НДС, однако НДС, уплаченный такой организацией поставщикам и подрядчикам, включается в себестоимость услуг.
Во-вторых, в соответствии с нормами Федерального закона № 210-ФЗ, тариф на услуги организации коммунального комплекса по захоронению твердых бытовых отходов должен быть установлен уполномоченным органом регулирования тарифов.
При смене системы налогообложения организация, осуществляющая деятельность в сфере захоронения твердых бытовых отходов, в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения самостоятельно не может изменить установленный регулирующим органом тариф, в том числе путем его уменьшения на сумму НДС, так как ее услуги относятся к регулируемому виду деятельности. Независимо от системы налогообложения организации коммунального комплекса регулируемый тариф подлежит применению до тех пор, пока он не будет пересмотрен регулирующим органом в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая, что тариф на услуги, оказываемые ООО "Полигон Яр" по захоронению твердых бытовых отходов, установленный постановлением главы города Ставрополя от 05.07.2006 № 2302 (с изменениями от 18.07.2007, 24.12.2008), в размере 42 руб. за один кубический метр отходов (с НДС) действовал более двух лет, сохранение его на том же уровне, в условиях имеющей место инфляции, при переходе организации на упрощенную систему налогообложения экономически оправдано.


В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 210-ФЗ регулируемые тарифы на услуги организаций коммунального комплекса устанавливаются на соответствующий период действия и вступают в силу не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра.
Согласно пункта 6 части 1 статьи ?4 Федерального закона № 210-ФЗ, установление тарифа постановлением администрации города Ставрополя от 30.12.2009 № 1897, по мнению РТК Ставропольского края, является досрочным пересмотром тарифа, установленного постановлением главы города Ставрополя 29.12.2008 № 385 признанного недействующим решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27 мая 2009 года, и в соответствии с исключительной нормой части 1 статьи 13 Федерального закона № 210-ФЗ месячный срок вступления в силу на него не распространяется.
В этой связи суд не усматривает по городу Ставрополю превышения предельного индекса максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, утвержденного постановлением РТК Ставропольского края от 30 октября 2008 года № 30/1 в размере 117,2 процента.
В соответствии с Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организации коммунального комплекса (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" ООО "Полигон Яр" для досрочного рассмотрения и установления тарифа на услуги по приему и захоронению твердых бытовых отходов были представлены следующие материалы:
- заявление об установлении тарифа на услуги по приему и захоронению твердых бытовых отходов на 2009 год;
- производственная программа по обеспечению оказания услуг по приему и захоронению твердых бытовых отходов на 2009 год;
- заключение комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя о согласовании мероприятий, включенных в производственную программу;
- расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности;
- расчет тарифа на услуги по приему и захоронению твердых бытовых отход на 2009 год;
- бухгалтерская и налоговая отчетность за 9 месяцев 2009 года;
- отчет о доходах и расходах;
- заключение комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя о согласовании мероприятий, включенных в производственную программу;
- материалы по расчету планируемого тарифа в целях обеспечения финансовых потребностей, необходимых для выполнения данной производственной программы.
В соответствии с пунктом 14 Правил была осуществлена процедура рассмотрения и установления тарифа на услуги по приему и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые ООО "Полигон Яр".
Согласно Правилам установление тарифа на услуги по приему и захоронению твердых бытовых отходов осуществлялся исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы ООО "Полигон Яр" на 2009 год.
Финансовые потребности ООО "Полигон Яр" для реализации производственной программы были определены как сумма расчетных значений расходов, относимых на регулируемый вид деятельности, в том числе расходов, связанных непосредственно с оказанием услуги по приему и захоронению твердых бытовых отходов, внереализационных расходов и иных расходов, осуществляемых за счет плановых накоплений.
Определение состава расходов, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы ООО "Полигон Яр" на 2009 год, и оценка их экономической обоснованности были произведены в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений.
Для определения расходов, связанных с оказанием услуги по приему и захоронению твердых бытовых отходов, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы, расходы ООО "Полигон Яр" на 2009 год были сгруппированы по элементам затрат (материальные затраты, затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды, прочие затраты) и статьям затрат (расходы на топливо и горюче-смазочные материалы, электрическую энергию, запасные части для спецтехники, заработную плату с отчислениями на социальные нужды, на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями; арендные платежи, цеховые и общеэксплуатационные расходы, налоги и обязательные платежи и отчисления). Был проведен расчет объема реализации услуги по приему и захоронению твердых бытовых отходов, включаемых в производственную программу ООО "Полигон Яр", детально рассмотрена экономическая обоснованность плановых затрат, включаемых в себестоимость услуги по приему и захоронению твердых бытовых отходов.
Поскольку ООО "Полигон Яр" применяет упрощенную систему налогообложения, то при формировании плановых затрат были включены отдельные расходы с учетом НДС (затраты на приобретение (оплату) материалов, запасных частей, топлива, коммунальных и иных услуг и т.д.). Так как, согласно действующему порядку учета расходов, принятому при бухгалтерском учете организации, находящейся на упрощенной системе налогообложения, сумма уплаченного НДС является отдельным видом расходов.
Была проведена проверка обоснованности расчетных затрат ООО "Полигон Яр" в разрезе мероприятий производственной программы и по подразделениям производственного процесса.
Расчет тарифа на услугу по приему и захоронению ТБО осуществлялся методом компенсации экономически обоснованных затрат и возмещения плановых накоплений ООО "Полигон Яр", необходимых для реализации производственной программы, с учетом анализа фактических расходов организации за 9 месяцев 2009 года.
Исходя из экономически обоснованных планируемых затрат был рассчитан соответствующий тариф на прием и захоронение ТБО в размере 49,14 рублей за один кубический метр ТБО.
Была проведена проверка соответствия рассчитанного тарифа на услуги по приему и захоронению твердых бытовых отходов финансовым потребностям для реализации производственной программ ООО "Полигон Яр" и проверка соблюдения предельных индексов.
Постановлением региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 30.10.2008 № 30/1 установлен предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в размере 117,2 процента. Индекс роста рассчитанного тарифа на прием и захоронение ТБО в сравнении с действующим на конец предыдущего периода регулирования составил 117,0 процентов и не превышает индекс, предусмотренный постановлением региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 30.10.2008 № 30/1.
Таким образом администрация в соответствии с частью 1 статьи 65, части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказала обстоятельства, послужившие основанием утверждения оспариваемого размера тарифа.
По делам об оспаривании нормативных правовых актов на заявителе лежит обязанность доказать факт нарушения данным актом его прав и законных интересов. Обязанность доказывания законности оспариваемого нормативного акта возлагается на орган или должностное лицо, принявшее акт.
В ходе судебного разбирательства по делу заявитель не подтвердил первичными документами причинно-следственную связь между установлением тарифа на услуги, оказываемые ООО "Полигон Яр" по приему и захоронению твердых бытовых отходов, в размере 49,14 рубля за один кубический метр твердых бытовых отходов, установленный постановлением администрации города Ставрополя от 30.12.2009 № 1879 и нарушением прав и интересов ЗАО "САХ" в сфере экономической деятельности, выразившихся убыточностью деятельности ЗАО "САХ" в указанной сфере.
Заявитель делает анализ своей хозяйственной деятельности лишь на известных ему данных: сводного анализа фактически сложившихся затрат на услуги по вывозу ТБО за 2009 год, свода объемов фактического вывоза ТБО от различных категорий потребителей, свода доходов, полученных от реализации данной услуги, при этом абсолютно ничем не подтверждая эти данные.
В соответствие с определением от 28.04.2010 (т. 4 л.д. 27 - 29) заявитель должен был обеспечить доступ представителей сторон к документации ЗАО "САХ" для исследования документации и оформления по результатам исследования акта, с отображением позиции каждой стороны.
Однако, как установлено в ходе судебного заседания представителям комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя, ЗАО "САХ" не были представлены в полном объеме первичные документы хозяйственной деятельности предприятия за 2009 год, что не позволило сделать выводы о том, из чего складываются убытки на услуги по вывозу ТБО.
Суд, ознакомившись с актом от 17.05.2010 ЗАО "САХ" (т. 4 л.д. 37 - 40) и приложенными к нему документами установил, что деятельность ЗАО "САХ" является убыточной только по оказанию услуг по вывозу ТБО частному сектору и населению, проживающему в многоквартирных жилых домах. Деятельность по остальным Заказчикам является прибыльной.
Заявляя о своих убытках ЗАО "САХ" имеет в ввиду частный сектор и многоквартирные жилые дома. Доказательств образования убытков в указанных секторах от тарифа ООО "Полигон Яр" не представлено.
По данным бухгалтерского учета ЗАО "САХ" по состоянию на 31 декабря 2009 года по строке 470 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) по графе на "начало отчетного года" отражена сумма убытка (1436) тыс. рублей, по графе на "конец отчетного года" отражена сумма убытка (1486) тыс. рублей. Рост убытков составил 48503 рубля. Согласно расшифровки, образование убытков связано с увеличением дополнительных расходов, не связанных с основной финансово-хозяйственной деятельностью предприятия (расходы на возмещение вреда здоровью, выплату процентов за пользование чужими денежными средствами, стоимость услуг по предоставлению ЗАО "САХ" финансовых займов и т.д.). Оплата услуг ООО "Полигон Яр" не повлияла на увеличение дополнительных услуг ЗАО "САХ".
Соотношение размера убытков на начало и конец отчетного периода, с учетом расшифровки увеличения дополнительных расходов, показывает сохранение убытка на одном уровне.
Поскольку ООО "Полигон Яр" не оказало влияния на образование убытков ЗАО "САХ" на начало отчетного периода, соответственно ООО "Полигон Яр" не оказало влияние на образование убытков и на конец отчетного периода. Таким образом, образование убытков ЗАО "САХ" связано исключительно с его финансово-хозяйственной деятельностью.
Помимо ЗАО "САХ" услуги по вывозу ТБО из частного сектора и многоквартирых домов, оказывают и иные мусоровывозящие компании - СМУП "ФАУН", ООО "ФАУН+" и т.д. с использованием такого же тарифа ООО "Полигон Яр". Указанные предприятия оказывают услуги населению по гораздо низшему тарифу, чем ЗАО "САХ", и при этом не несут убытков.
В порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценив представленные в материалы дела документы, приходит к выводу, что обжалуемое постановление не нарушает прав и законных интересов ЗАО "САХ" в сфере предпринимательской деятельности, так как основным видом деятельности ЗАО "САХ" является оказание услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, стоимость которых включается в плату населения за содержание жилых помещений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В судебном заседании установлен и подтверждается материалами дела, факт того, что постановление главы города Ставрополя от 30.12.2009 № 1897 "Об установлении предельного тарифа на услуги, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Полигон Яр", по приему и захоронению твердых бытовых отходов" не противоречит Постановлению Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 30.10.2008 № 30/1 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размеров платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размеров платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год", то есть нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Несоответствие оспариваемого акта иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по основаниям указанным в части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом также не установлено.
Судом полностью и всесторонне исследованы все представленные доказательства, установлены имеющие значение для дела фактические обстоятельства.
На основании изложенного суд приходит к выводу о признании оспариваемого акта соответствующим иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 174, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд Ставропольского края,

решил:

в удовлетворении требований закрытому акционерному обществу "САХ" отказать.
Постановление главы города Ставрополя от 30.12.2009 № 1897 "Об установлении предельного тарифа на услуги, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Полигон Яр", по приему и захоронению твердых бытовых отходов" не противоречит постановлению Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 30.10.2008 № 30/1 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размеров платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размеров платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год", то есть нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа г. Краснодар в течение месяца со дня вступления в законную силу в порядке, предусмотренном статьями 275, 277 Арбитражного процессуального Кодекса РФ.
Решение в полном объеме подлежит опубликованию в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и газете "Вечерний Ставрополь".

Председательствующий судья
Л.В.БЫКОДОРОВА

Судьи
В.А.ЗОРИН
А.К.АЛИЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru