Законодательство
Ставропольский край

Ставропольский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 мая 2012 г. по делу № А63-11205/2011

г. Ставрополь

Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2012 года.
Решение изготовлено в полном объеме 17 мая 2012 года.
Арбитражный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Алиевой А.К., судей Зорина В.А., Тлябичевой З.Р., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гришиной А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал", г. Ставрополь, ОГРН 1022601934630,
к Минераловодской городской Думе, г. Минеральные Воды,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, комитет Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству, г. Ставрополь, ОГРН 1082635016507,
о признании недействующим решения Минераловодской городской Думы от 30.09.2011 № 146 "О рассмотрении протеста заместителя Минераловодского межрайонного прокурора на решение Минераловодской городской Думы от 29.12.2005 № 78 "Об утверждении суточных норм водопотребления и водоотведения для населения города Минеральные Воды" с момента его принятия,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Булыщенко В.И. по доверенности от 10.01.2012 № 08-ю, представителя третьего лица Ермаковой И.А. по доверенности от 07.02.2012, в отсутствие представителя заинтересованного лица,

установил:

государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал", г. Ставрополь (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Минераловодской городской Думе, г. Минеральные Воды (далее - заинтересованное лицо), третьему лицу - комитету Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству, г. Ставрополь (далее - третье лицо) о признании недействующим решения Минераловодской городской Думы от 30.09.2011 № 146 "О рассмотрении протеста заместителя Минераловодского межрайонного прокурора на решение Минераловодской городской Думы от 29.12.2005 № 78 "Об утверждении суточных норм водопотребления и водоотведения для населения города Минеральные Воды" с момента его принятия.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование, указывая на несоответствие оспариваемого решения статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 13 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306), части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По существу спора пояснил, что в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года № 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", вступившего в силу 13 августа 2010 года, часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг с августа 2010 года от органов местного самоуправления переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Полагает, что передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг не является безусловным основанием для отмены нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления до 13 августа 2010 года. Пояснил, что при утверждении в 2005 году суточных норм водопотребления и водоотведения для населения города Минеральные Воды, Минераловодская городская Дума действовала в пределах полномочий, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации. Считает, что оснований и условий, определенных пунктами 13, 16 Правил № 306 для отмены нормативов потребления коммунальных услуг у Минераловодской городской Думы не имелось.
Оспариваемый нормативный правовой акт, утверждает заявитель, нарушает права и законные интересы ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, поскольку им осуществляется деятельность по подаче питьевой воды потребителям Ставропольского края, в связи с этим отсутствие утвержденного норматива водопотребления затрагивает право предприятия требовать оплату за поданную питьевую воду по нормативу потребления от потребителей, у которых отсутствуют приборы учета воды, что также влияет на размер получаемого предприятием дохода. Просит заявление удовлетворить.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал доводы предприятия, указав, что с августа 2010 года органы местного самоуправления не вправе устанавливать и изменять нормативы потребления коммунальных услуг; основания изменения нормативов потребления коммунальных услуг установлены пунктом 13 Правил № 306, переутверждение нормативов в связи с изменением уполномоченного органа законодательством не предусмотрено. Следовательно, ранее установленные муниципальными образованиями в пределах своих полномочий нормативы остаются действующими. Считает заявление подлежащим удовлетворению.
Представитель Минераловодской городской Думы в судебное заседание не явился. Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания, в ходатайстве от 05.05.2012 просило суд рассмотреть заявление в отсутствие своего представителя.
В соответствии с частью 2 статьи 194, частью 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В отзыве на заявление заинтересованное лицо возразило против удовлетворения требования, пояснив, что решением Минераловодской городской Думы от 26.12.2011 № 192 внесены изменения в оспариваемое решение № 146 в части определения порядка вступления его в законную силу, которым предусмотрено опубликование решения в средствах массовой информации. Полагает, что поскольку оспариваемое решение не опубликовано, то оно не вступило в законную силу, и не подлежит применению.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей заявителя и третьего лица, суд считает, что требование ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частей 4 и 5 статьи 194 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Как следует из материалов дела, 30.09.2011 Минераловодской городской Думой принято решение № 146 "О рассмотрении протеста заместителя Минераловодского межрайонного прокурора на решение Минераловодской городской Думы от 29 декабря 2005 года № 78 "Об утверждении суточных норм водопотребления и водоотведения для населения города Минеральные Воды", которым удовлетворен протест заместителя Минераловодского межрайонного прокурора от 31.05.2011 № 7-12-2011 на решение Минераловодской городской Думы от 29.12.2005 № 78 "Об утверждении суточных норм водопотребления и водоотведения для населения города Минеральные Воды", отменено решение Минераловодской городской Думы от 29.12.2005 № 78 "Об утверждении суточных норм водопотребления и водоотведения для населения города Минеральные Воды".
Правовой акт, обжалуемый заявителем, обладает всеми признаками нормативного правого акта; является правовым актом органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия решения от 29 декабря 2005 года № 78) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниями приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года № 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" опубликован в "Российской газете" от 02.08.2010 № 169 и вступил в силу 13.08.2010.
Таким образом, с момента вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ (после 13.08.2010), внесшего изменения в часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, право утверждения нормативов потребления коммунальных услуг отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг не является безусловным основанием для отмены нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в пределах полномочий предоставленных органам местного самоуправления до 13 августа 2010 года.
Пунктом 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 определено, что срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
Согласно пункту 8 Правил № 306 установление и изменение нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
В пункте 13 Правил № 306 приводятся исчерпывающие случаи изменения нормативов потребления коммунальных услуг:
а) изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов;
б) внесение изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Об изменении и установлении нормативов ни уполномоченный орган, ни ГУЛ СК "Ставрополькрайводоканал" не заявляли. Таким образом, основания для изменения нормативов водопотребления и водоотведения в городе Минеральные Воды отсутствовали.
С учетом изложенного, суд признает обоснованным довод заявителя об отсутствии оснований у Минераловодской городской Думы для переутверждения нормативов в связи с изменением уполномоченного органа.
Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы ГУЛ СК "Ставрополькрайводоканал" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению и водоотведению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.
ГУЛ СК "Ставрополькрайводоканал" осуществляет деятельность по подаче питьевой воды потребителям Ставропольского края, в связи с этим отсутствие утвержденного норматива водопотребления затрагивает право предприятия требовать оплату за поданную питьевую воду по нормативу потребления от потребителей, у которых отсутствуют приборы учета воды, что также влияет на размер получаемого предприятием дохода.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан.
Согласно части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В силу части 3 статьи 47 названного Закона порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии с частью 7 статьи 40 Устава города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края, принятого решением Минераловодской городской Думы от 18 сентября 2008 г. № 793 (далее - Устав), муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Обнародование осуществляется посредством их размещения для ознакомления граждан на информационных стендах и (или) в других местах, определяемых Минераловодской городской Думой, опубликования в местном печатном средстве массовой информации, доведения до населения через средства местного радиовещания.
По правилам части 3 статьи 44 Устава решения, принятые Минераловодской городской Думой и устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города, а также муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу с момента официального опубликования (обнародования).
Судом установлено, что оспариваемое решение № 146 не опубликовано в установленном законом порядке в средствах массовой информации.
Судом дана правовая оценка тому факту, что оспариваемое решение обнародовано посредством размещения его текста в местах для обнародования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Минеральные Воды, а также на официальном сайте администрации города Минеральные Воды www.gorodminvody.ru, согласно акту об обнародовании № 12 от 17.10.2011.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (далее - Постановление Пленума ВС РФ № 48), официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.
Доказательств публикации оспариваемого решения в печатных средствах массовой информации в материалах дела не имеется.
Вместе с тем, из юридической конструкции части 7 статьи 40 Устава следует, что официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется одновременно посредством их размещения для ознакомления граждан на информационных стендах и (или) в других определяемых местах, опубликования в местном печатном средстве массовой информации, доведения до населения через средства местного радиовещания.
При этом включение в устав таких форм официального опубликования муниципальных правовых актов, как размещение текста правового акта на официальном сайте и на информационных стендах не может подменять понятия официального опубликования нормативного акта, содержащегося в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 № 48.
Кроме того, пункт 7 статьи 40 Устава такого способа официального опубликования муниципальных правовых актов, как размещение текста акта на официальном сайте, не предусматривает.
Суд считает, что оспариваемое решение, являясь муниципальным нормативным правовым актом, затрагивающим права и обязанности граждан, подлежало официальному опубликованию в печатных средствах массовой информации, отсутствие которого исключает возможность вступления его в силу. Не опубликованный нормативный акт, как не вступивший в законную силу, не подлежит применению, а также не влечет правовых последствий.
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 № 48 установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта по существу суду надлежит выяснять, в том числе, правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства, хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Судом установлено, что при издании оспариваемого муниципального нормативного правового акта Минераловодской городской Думой допущено нарушение предусмотренных правил введения нормативного правового акта в действие, в частности правил их опубликования, что влечет право суда принять решение без исследования других обстоятельств по делу.
С учетом изложенного, требование заявителя о признании недействующим решения Минераловодской городской Думы от 30.09.2011 № 146 "О рассмотрении протеста заместителя Минераловодского межрайонного прокурора на решение Минераловодской городской Думы от 29.12.2005 № 78 "Об утверждении суточных норм водопотребления и водоотведения для населения города Минеральные Воды" подлежит удовлетворению, а само решение - признанию не соответствующим части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и недействующим с момента его принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 194 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края,

решил:

заявление государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал", г. Ставрополь, ОГРН 1022601934630, удовлетворить.
Признать решение Минераловодской городской Думы от 30.09.2011 № 146 "О рассмотрении протеста заместителя Минераловодского межрайонного прокурора на решение Минераловодской городской Думы от 29.12.2005 № 78 "Об утверждении суточных норм водопотребления и водоотведения для населения города Минеральные Воды" не соответствующим части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и не действующим полностью с момента его принятия.
Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение суда может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
А.К.АЛИЕВА

Судьи
В.А.ЗОРИН
З.Р.ТЛЯБИЧЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru