Законодательство
Ставропольский край

Ставропольский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ДУМА ГОРОДА ПЯТИГОРСКА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ
от 28 июля 2009 г. № 68-45 ГД

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА-КУРОРТА ПЯТИГОРСКА

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования города-курорта Пятигорска, с учетом протоколов публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний по проекту Генерального плана муниципального образования города-курорта Пятигорска Дума города Пятигорска решила:

1. Утвердить Генеральный план муниципального образования города-курорта Пятигорска, в составе:
1) Положение о территориальном планировании муниципального образования города-курорта Пятигорска (прилагается);
2) Карта (схема) границ муниципального образования города-курорта Пятигорска и входящих в его состав населенных пунктов (прилагается - не приводится);
3) Карта (схема) границ Функциональных зон с отображением параметров планируемого развития (прилагается - не приводится);
4) Карта (схема) границ территорий объектов культурного наследия (прилагается - не приводится);
5) Карта (схема) границ земель лесного и водного фондов, зон с особыми условиями использования территорий (прилагается - не приводится);
6) Карта (схема) границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера и воздействия их последствий (прилагается - не приводится);
7) Карта (схема) границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и воздействия их последствий (прилагается - не приводится);
8) Карта (схема) границ зон транспортной инфраструктуры (прилагается - не приводится);
9) Карта (схема) границ зон инженерной инфраструктуры (электроснабжение) (прилагается - не приводится);
10) Карта (схема) границ зон инженерной инфраструктуры (теплоснабжение) (прилагается - не приводится);
11) Карта (схема) границ зон инженерной инфраструктуры (газоснабжение) (прилагается - не приводится);
12) Карта (схема) границ зон инженерной инфраструктуры (водоснабжение, канализация) (прилагается - не приводится);
13) Карта (схема) границ зон инженерной инфраструктуры (ливневая канализация) (прилагается - не приводится);
14) Карта (схема) границ зон инженерной инфраструктуры (сети связи) (прилагается - не приводится).
2. Генеральный план муниципального образования города-курорта Пятигорска в течение трех дней со дня его утверждения направить в Правительство Ставропольского края.
3. Администрации города Пятигорска в течение трех месяцев со дня утверждения Генерального плана муниципального образования города-курорта Пятигорска утвердить план реализации Генерального плана муниципального образования города-курорта Пятигорска.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава города Пятигорска
Л.Н.ТРАВНЕВ





Утверждено
решением
Думы города Пятигорска
от 28 июля 2009 года № 68-45 ГД

ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА-КУРОРТА ПЯТИГОРСКА

I. Общие положения

1. Генеральный план муниципального образования города-курорта Пятигорска (далее - Генеральный план города Пятигорска) определяет основные направления территориального планирования муниципального образования города-курорта Пятигорска (далее - город Пятигорск), включающие цели, задачи и мероприятия по их реализации, которые базируются на:
1) основных положениях Стратегии социально-экономического развития особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказских Минеральных Вод до 2020 года, разработанной ФГУП "РосНИПИ Урбанистики" и МЦСЭИ "Леонтьевский центр" города Санкт-Петербурга в 2006 году;
2) обосновании предложений о функциональной и планировочной организации территории города и ее структурных частей, о развитии социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города с целью обеспечения его устойчивого развития и формирования благоприятной городской среды жизнедеятельности населения.
2. Генеральный план города Пятигорска разработан в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом комплексных целевых программ развития социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Пятигорска.
Генеральный план города Пятигорска основан на результатах проведенного комплексного анализа использования территории города в соответствии с градостроительными, экологическими и санитарно-гигиеническими требованиями.
В качестве градоформирующей основы принимается модель поэтапного социально-экономического развития города как крупнейшего многофункционального историко-культурного, курортно-туристического, делового, научно-образовательного центра со средним уровнем и качеством жизни населения.
Реализация такой модели города в XXI веке обуславливает главные стратегические направления его территориального планирования:
формирование многофункциональной, крупномасштабной и открытой планировочной структуры города, соответствующей роли и статусу динамично развивающегося города-курорта федерального значения;
пространственное и функциональное развитие города с усилением его представительских и общественно-культурных функций, формирование новых общественно-деловых комплексов городского, регионального и международного уровней, новых торговых и рекреационных центров;
создание высокоэффективной транспортной системы;
комплексное развитие жилых территорий с учетом повышения комфортности жилой среды, реконструкция и модернизация ветхого и аварийного жилищного фонда города;
формирование устойчивой системы ландшафтно-рекреационных территорий на основе сохранения городских лесов, парков, преобразование прибрежных территорий;
сохранение и упорядочение территорий размещения памятников истории, культуры и архитектуры, уникальных объектов градостроительства и архитектуры.
3. Подготовка Генерального плана города Пятигорска осуществлялась применительно к территории города Пятигорска в пределах существующих границ.
При разработке Генерального плана города Пятигорска проведен анализ результатов реализации генерального плана города Пятигорска 1996 года.
Это позволило выявить и учесть нереализованные, но сохранившие свою актуальность предложения о развитии города и обосновать необходимость корректировки ряда положений в новых социально-экономических условиях.
Одной из основных задач Генерального плана города Пятигорска является определение границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон для последующих этапов детализации, формирования земельных участков, их землеустроительной и проектной подготовки к строительству.
При разработке Генерального плана города Пятигорска особое внимание уделялось градостроительным проблемам взаимоувязки разных по своей природе факторов и ограничений развития территории.
4. В составе Генерального плана города Пятигорска выделены следующие временные сроки его реализации:
первая очередь Генерального плана города Пятигорска - период, на который определены первоочередные мероприятия по реализации Генерального плана города Пятигорска - 2020 год;
расчетный срок Генерального плана города Пятигорска - период, на который рассчитаны все основные проектные решения Генерального плана города Пятигорска - 2030 год.

II. Основные направления территориального планирования
города Пятигорска

5. Генеральный план города Пятигорска определяет основные направления территориального планирования города Пятигорска, включающие цели и задачи по их реализации.
6. Основные направления территориального планирования города Пятигорска базируются на:
комплексной оценке современного состояния территории и потенциала ее градостроительного развития;
прогнозируемых изменениях, направлениях и параметрах развития территории.
7. Оценка современного состояния территории проводилась по результатам анализа существующего использования территории города, главных проблем и направлений ее комплексного развития, что позволило выявить и обосновать:
1) имеющиеся и необходимые территориальные ресурсы развития города;
2) градостроительные особенности упорядочения его функционально-пространственной структуры;
3) направления совершенствования инфраструктурного развития территории;
4) пути поэтапного решения задач территориального планирования.
8. Перспективы и параметры прогнозируемого развития территории города Пятигорска и задачи их достижения принимаются:
в соответствии с основными положениями Стратегии социально-экономического развития особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказских Минеральных Вод до 2020 года и комплексными программами социально-экономического развития города, которые определили стратегические цели и направления роста экономического и культурного потенциала города, пути усиления его конкурентоспособности, конкретизировали задачи повышения уровня жизни всех слоев населения, обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды и улучшения качества городской среды обитания;
с учетом прогноза демографической ситуации, миграционных процессов, которые легли в основу расчета численности населения города на перспективу (207 тысяч человек к 2030 году);
на основе анализа территориального роста города с учетом градостроительных ограничений и условий его взаимосвязанного развития в системе Кавминводской агломерации.

III. Цели Генерального плана города Пятигорска

9. Целями Генерального плана города Пятигорска являются обеспечение устойчивого развития города и создание безопасной и благоприятной городской среды жизнедеятельности населения на основе рациональной функциональной и планировочной организации использования территории с учетом градостроительных особенностей развития города.

IV. Задачи Генерального плана города Пятигорска

10. Обеспечение рационального и безопасного использования территории с соблюдением требований:
1) охраны окружающей среды и экологической безопасности, ограничения негативных воздействий существующих и планируемых объектов;
2) обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) сохранения уникальности, репродуктивной способности и запасов гидроминеральной базы курорта;
4) охраны курортологических и рекреационных ресурсов.
11. Обеспечение рационального использования природных ресурсов и планирования развития территории на основе:
1) сохранения существующих природных и озелененных территорий, объектов водного фонда;
2) расширения территорий озеленения и формирования системы ландшафтно-рекреационных зон во взаимосвязи с городскими лесами.
12. Обеспечение рационального использования и планирования развития территорий на основе:
1) обеспечения охраны территории объектов культурного наследия в соответствии с требованиями законодательства;
2) сохранения объектов и зон, представляющих историческую, архитектурную, градостроительную ценность, являющихся образцами градостроительства различных исторических периодов;
3) развития территории исторически сложившейся центральной части города, повышения эффективности ее использования, формирования системы общественных зон и градостроительных комплексов представительского, культурного, досугового и туристического профиля;
4) сохранения ландшафтно-градостроительной уникальности города, заключающейся в пространственной связи исторической части города с окружающими и свободными от застройки памятниками природы - горами-лакколитами;
5) сохранения системы связанных друг с другом, архитектурно оформленных, городских пространств, ансамблей, наиболее ценных композиций, сочетающих элементы ландшафта, планировочной структуры и застройку высокого архитектурного качества.
13. Обеспечение рационального использования территориальных ресурсов и планирования развития застроенных и новых жилых территорий на основе определения территорий жилых зон для размещения новой многоэтажной застройки, малоэтажного (в том числе, индивидуального) жилищного строительства в объеме, необходимом для обеспечения ввода жилья в требуемых целевых параметрах определенных настоящим пунктом с учетом расселения жителей сносимого ветхого и аварийного жилищного фондов на основе:
1) сохранения и развития жилых зон посредством комплексной реконструкции и благоустройства, существующих и создания новых жилых комплексов, отвечающих градостроительным параметрам организации городской среды, в том числе развитие новых типов жилья, включая увеличение доли блокированной и коттеджной застройки;
2) увеличения объемов реконструкции, модернизации и капитального ремонта существующего жилищного фонда с доведением его характеристик до стандартов, соответствующих среднеевропейским, с учетом специфики города Пятигорска;
3) определения участков застроенных территорий, подлежащих комплексной реконструкции со сносом ветхого и аварийного жилищного фонда;
4) ликвидация коммунального заселения, включая общежития;
5) обеспечения условий для создания доступного экономичного жилья для социально незащищенных слоев населения города Пятигорска;
6) увязки экологических, санитарно-гигиенических требований к организации жилых зон с развитием транспортной, инженерной инфраструктур и рекреационных зон.
Целевые параметры:
увеличение до 2020 года объемов строительства и ежегодного ввода в эксплуатацию жилья с достижением показателя 1 кв. м на человека в год;
повышение к 2025 году уровня жилищной обеспеченности до 25 кв. м на человека;
повышение к 2030 году уровня жилищной обеспеченности до 30 кв. м на человека.
14. Обеспечение рационального использования существующих в границах города территорий, предназначенных для ведения дачного хозяйства, огородничества и садоводства путем постепенного сокращения доли этих территорий в общем балансе территории города за счет перевода их в статус жилых, общественно-деловых и рекреационных зон.
15. Обеспечение планирования развития общественно-деловых территорий путем:
1) расширения видов и размеров зон общественно-делового использования с учетом укрепления роли города Пятигорска как регионального делового центра;
2) определения перспективных участков территории для размещения крупных общественных объектов регионального уровня, объектов культуры;
3) создания на общественно-деловых территориях пешеходных общественных зон и коммуникаций, изолированных от транспортных магистралей;
4) использования подземного пространства для размещения стоянок автомобильного транспорта, создания внеуличных переходов в местах крупных общественно-транспортных узлов.
16. Обеспечение планирования развития, реорганизации и рационального использования производственных территорий путем:
1) реорганизации территорий существующих промышленных зон, состояние которых не соответствует экологическим, санитарно-гигиеническим и градостроительным требованиям, для повышения эффективности использования территории;
2) пересмотра размеров санитарно-защитных зон предприятий и приведение их в соответствие с нормативными требованиями.
17. Обеспечение планирования комплексного развития территорий, объектов и сооружений транспортной инфраструктуры на основе:
1) развития и модернизации объектов, сооружений и коммуникаций автомобильного и железнодорожного транспорта с учетом прогнозируемой интенсивности передвижений и уровня автомобилизации населения города (350 автомобилей на 1000 жителей к 2030 году);
2) сбалансированного развития различных видов существующего и планируемого транспорта, установления границ, необходимых для развития территорий транспорта с учетом преимущественного формирования его скоростных видов, создания системы автомобильных магистралей непрерывного движения во взаимосвязи с федеральными дорогами внешнего транспорта;
3) повышения эффективности, надежности и безопасности функционирования транспортной инфраструктуры за счет:
развития инженерного оборудования транспортной улично-дорожной сети города путем создания системы путепроводов, многоуровневых развязок, пешеходных переходов и иных объектов, связанных с обеспечением безопасности и комфортности жизнедеятельности населения;
обеспечения снижения вредных воздействий объектов и сооружений транспортной инфраструктуры на окружающую среду;
размещения многоярусных стоянок подземного и наземного типов для постоянного и временного хранения индивидуальных автотранспортных средств на территориях коммунальных зон, общественно-деловых и рекреационных территориях;
оптимизации улично-дорожной сети города путем ее реконструкции, использования подземного пространства для размещения автостоянок, поэтапной реконструкции и модернизации трамвайных линий и осуществления других мероприятий с учетом соблюдения градостроительных требований сохранения объектов исторического центра города;
4) развития внешнего транспорта в части междугородних пассажирских перевозок путем оптимизации транспортных потоков с разделением их по направлениям север-юг с учетом рационального размещения в городе Пятигорске узлов и пунктов взаимодействия разных видов транспорта между собой;
5) обеспечения разгрузки исторического центра и курортной зоны города от легковых автомобилей с отводом транзитного движения, введением административных и экономических методов ограничения въезда и стоянки автомобилей в историческом центре города;
6) создания полноценных транспортных связей районов массового жилищного строительства с центром города, местами приложения труда и между собой.
18. Обеспечение планирования развития и модернизации зон и объектов инженерной инфраструктуры на основе:
1) определения зон размещения объектов электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения на период до 2030 года;
2) комплексного развития зон и объектов инженерной инфраструктуры, определения параметров их функционирования в соответствии с перспективным развитием территории города, размещением основных функциональных зон и в целях обеспечения планируемых объемов жилищного строительства объектами инженерного использования;
3) обеспечения безопасности и надежности систем инженерной инфраструктуры, в том числе путем сокращения потерь воды, создания систем защиты поверхностных и подземных источников водоснабжения, а также размещения и модернизации объектов очистки и утилизации промышленных, бытовых и поверхностных стоков;
4) размещения автономных локальных источников электроснабжения и теплоснабжения на территориях, планируемых под застройку и не охваченных существующими централизованными системами;
5) реконструкции и развития водопроводных сетей и системы подачи воды, включая замену ветхих водопроводных сетей, устаревшего оборудования насосных станций и сооружение водоводов для подачи воды к районам нового строительства;
6) полного прекращения сброса неочищенных сточных вод в реку Подкумок за счет ликвидации "прямых" выпусков, строительства перехватывающих коллекторов, строительство очистных сооружений ливневой канализации;
7) доведения показателя обеспеченности централизованной системой канализации города Пятигорска в зонах застройки индивидуальными жилыми домами до 100%;
8) строительства и реконструкции сетей системы поверхностного стока ливневых вод;
9) широкого внедрения энергосберегающих технологий с повышением эффективности выработки и транспортировки тепловой и электрической энергии.
19. Обеспечение рационального использования и планирования территорий специального использования путем:
1) рационального использования территорий существующих зон специального использования, в том числе объектов размещения отходов потребления и иных объектов, размещение которых недопустимо в иных зонах;
2) постепенной ликвидации открытого полигона складирования бытовых отходов, санации их территорий, планирования участков территории для размещения мусоросортирующих и перерабатывающих предприятий, а также реконструкция мусоросжигающего предприятия с использованием современных технологий, отвечающих требованиям экологической безопасности;
3) защиты от затопления и подтопления территории города Пятигорска;
4) обустройства территорий существующих кладбищ и обоснованного нормативными требованиями устройствам новых кладбищ с учетом градостроительных и санитарно-гигиенических требований;
5) размещения крематориев, кремационных комплексов и необходимых объектов обслуживания.
20. Обеспечение планирования развития территорий и объектов санаторно-курортного, туристско-рекреационного и социального назначения путем:
1) обеспечения условий для развития и расширения сети санаторно-курортных учреждений, повышения качества и количества предоставляемых ими услуг путем проведения работ по реконструкции и модернизации существующих объектов с повышением их технической оснащенности и строительства новых объектов на базе комплексного использования рекреационных ресурсов города Пятигорска;
2) достижения уровня обеспеченности жителей города Пятигорска объектами социального и культурно-бытового обслуживания, соответствующего среднеевропейскому, в том числе нормируемого социально гарантированного уровня обслуживания по каждому виду;
3) обеспечения равных условий доступности объектов социального и культурно-бытового обслуживания для всех жителей города Пятигорска;
4) повышения эффективности работы системы здравоохранения с целью улучшения демографической ситуации, а также сохранения и укрепления здоровья населения города Пятигорска, поддержания активной долголетней жизни жителей Пятигорска на основе развития и расширения сети учреждений здравоохранения и повышения качества и количества предоставляемых ими медицинских услуг путем проведения работ по реконструкции и модернизации существующих учреждений здравоохранения с повышением их технической оснащенности и строительства новых объектов в объемах, соответствующих действующим нормативам, в том числе новых типов учреждений здравоохранения таких, как крупные специализированные медицинские центры федерального и регионального значения, оказывающих высококвалифицированные медицинские услуги, как жителям Пятигорска, так и жителям других регионов России, с учетом особенностей демографической структуры населения города Пятигорска и его расселения на территории города Пятигорска;
5) обеспечения условий для развития и расширения сети предприятий потребительского рынка и повышения качества и количества предоставляемых услуг путем проведения работ по реконструкции и модернизации существующих объектов с повышением их технической оснащенности и строительства новых объектов в соответствии с общероссийскими стандартами с учетом размещения предприятий потребительского рынка минимально гарантированного уровня в жилой застройке;
6) комплексного развития физической культуры и спорта, направленного на создание оптимальных условий для физического и спортивного совершенствования, укрепления здоровья граждан, приобщения различных групп населения города Пятигорска, в первую очередь детей, к систематическим занятиям физической культурой и спортом, за счет развития массовых видов спорта, в том числе социально гарантированного уровня обслуживания населения, приближенных к местам проживания населения города Пятигорска, дальнейшего совершенствования и расширения сети объектов;
7) обеспечения условий для развития духовного и культурного потенциала города Пятигорска, формирования привлекательного образа города Пятигорска путем развития и расширения сети учреждений культуры и искусства, повышения качества и количества предоставляемых ими услуг на базе сохранения и более широкого использования культурно-исторического наследия города Пятигорска за счет реконструкции и модернизации существующих объектов с повышением их технической оснащенности и строительства новых объектов;
8) обеспечения условий для повышения уровня образования и квалификации жителей города Пятигорска и иногородних студентов путем развития и расширения сети учреждений образования, в том числе концентрации комплекса учреждений высшего образования в единый центр, проведения работ по реконструкции и модернизации существующих объектов с повышением их технической оснащенности и строительства новых объектов в объемах, соответствующих действующим нормативам с учетом особенностей демографической структуры населения города Пятигорска и его расселения по территории города;
9) обеспечения условий для развития и расширения сети учреждений социальной защиты населения города Пятигорска, повышения качества и количества предоставляемых ими услуг группам населения города, нуждающимся в социальной защите, путем проведения работ по реконструкции и модернизации существующих объектов с повышением их технической оснащенности и строительства новых объектов, в том числе новых типов учреждений, с учетом особенностей демографической структуры населения города Пятигорска и его расселения по территории города.

V. Анализ состояния территории города Пятигорска,
проблем и направлений ее комплексного развития

21. Город Пятигорск, старейший город Кавказских Минеральных Вод, расположен практически в центре предгорной части Северного Кавказа в 196 км к юго-востоку от краевого центра (города Ставрополя), и в 25 км к югу от крупнейшего транспортного узла всего региона - города Минеральные Воды.
Город занимает центральное положение среди курортов в месте пересечения транспортных путей между городами Ессентуки, Кисловодск, Железноводск, Лермонтов.
Город Пятигорск занимает удобное географическое положение, через него проходит главная автомобильная артерия Северного Кавказа - магистраль "Краснодар - Баку", рядом крупнейший аэропорт - Минеральные Воды. Практически по всем направлениям имеется автомобильное и железнодорожное сообщение.
В 2006 году город Пятигорск наряду с городами Ессентуки, Кисловодск и Железноводск, признан Правительством Российской Федерации курортом федерального значения.
Кроме того, город Пятигорск входит в состав "Особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод", являясь крупнейшим городом этой специфической, по преимуществу курортно-рекреационной агломерации с общей численностью населения курортных городов около 600 тысяч человек.
В состав муниципального образования города-курорта Пятигорска входят следующие территории: город Пятигорск, поселок Горячеводский, поселок Свободы, станица Константиновская, поселок Нижнеподкумский, поселок Средний Подкумок, село Золотушка, село Привольное.
Общая площадь земель города в пределах городской черты составляет на 1 января 2008 года 10373 га, с численностью населения на 1 января 2008 года 207,08 тыс. чел.
22. Планировочные ограничения на территории города:
1) водоохранная зона реки Подкумок;
2) санитарно-защитные зоны промышленных предприятий и кладбищ;
3) проект зон охраны памятников, выполненный в 1983 году "Спецреставрация";
4) 1-я и 2-я зоны санитарной охраны курорта;
5) Государственный природный заказник "Бештаугорский";
6) гора Машук (далее - г. Машук) - объект культурного наследия.
23. Гидроминеральная база города Пятигорска
Регион Кавказских Минеральных Вод, и в том числе город Пятигорск значительно превосходит мировые аналоги - Карловы Вары и Баден-Баден по потенциалу курортных ресурсов. Это относится как к количеству источников, так и к их разнообразию по составу, а лечебные грязи Тамбуканского озера не имеют аналогов.
Гидроминеральная база курорта Пятигорск представлена пятью основными типами лечебных минеральных вод, применяемых для питьевого и бальнеологического лечения, а также для розлива в бутылки:
углекисло-сероводородные, сложного ионного состава;
углекислые, сложного ионного состава ("Пятигорские нарзаны");
углекислые хлоридно-гидрокарбонатные натриевые (соляно-щелочные);
радоновые, слабоуглекислые, сложного катионного состава;
слабоуглекислые, сложного катионного состава ("азотно-углекислые").
В настоящее время на курорте имеется около 50 каптажей источников минеральных вод, представленных скважинами, колодцами, штольнями, а также естественными выходами минеральных вод на поверхность ("дикие источники").
Все источники и скважины имеют различные гидрогеологические и технические характеристики. Минеральные воды на курорте выводятся из различных водоносных горизонтов. Эти различия определяют глубину и конструктивные особенности скважин. Так скважины, выводящие минеральные воды из травертинов южного сброса и четвертичных отложений - Академическая, Кабардинские, Варвациевская, Наклонные № 2 и № 3, имеют небольшие глубины (от 25 до 43 м), несложные конструкции, выполнены из стальных и чугунных обсадных труб.
Остальные скважины, выводящие минеральные воды из свиты Горячего ключа, верхнемелового, аптальбского, валанжино-титонского, отличаются большими глубинами (от 79 до 830 м). Большинство из них пробурены наклонными, с углами наклона 65 - 85°.
Эксплуатационные колонны скважин выполнены из стальных хромо-никелевых коррозионностойких труб.
Все эксплуатационные скважины оборудованы оголовками, изготовленными из стальных и чугунных труб.
Скважины размещены в колодцах, шурфах, штольнях, надкаптажных каменных зданиях. Скважины Академическая и Кабардинская надкаптажных зданий не имеют. Оголовки их закрыты металлическими колпаками. Оголовки всех скважин оборудованы запорной арматурой, которая позволяет проведение режимных наблюдений и контроль санитарного состояния минеральной воды.
Скважины № 26-бис и № 33-бис в настоящее время не эксплуатируются.
Утвержденные эксплуатационные запасы минеральной воды на курорте Пятигорск составляют 2503,6 м3/сутки. Кроме того, курортом используется радоновая вода Бештаугорского месторождения (скважина № 113), утвержденные запасы по которой 306 м3/сутки. Итого, возможности гидроминеральной базы составляют 2809,6 м3/сутки.
Теоретически возможная вместимость курорта Пятигорск, исходя из утвержденных запасов минеральной воды, равна 22500 человек.
В настоящее время курортом используется всего около 7 - 10% утвержденных эксплуатационных запасов уникальных минеральных вод. Огромное количество углекисло-сероводородной минеральной воды сбрасывается в канализацию или реку Подкумок без использования. К примеру, существовавшие до последнего времени "Народные ванны" в настоящее время ликвидированы в связи, с чем невостребованная минеральная вода источника "Народный", сбрасывается по естественному руслу в реку Подкумок.
Следует особо отметить, что большинство скважин и источников исчерпали свой амортизационный ресурс, так как выполнены еще в XIX и начале XX веков, поэтому назрела острая необходимость бурения эксплуатационных скважин дублеров, проведения капитального ремонта каптажей источников и надкаптажных сооружений. Также для сохранения гидроминеральной базы необходимо провести мероприятия по приведению зон санитарной и горно-санитарной охраны в соответствие с требованиями нормативных документов:
проведение тампонажа действующих скважин Академическая 2, Теплосерная 1 и 3, качество минеральной воды которых не обеспечивается стабильностью по микробиологическим показателям;
выполнение комплекса мероприятий по защите Пятигорского месторождения минеральных вод от бактериального загрязнения;
проведение реконструкции и технического перевооружения бальнеологического хозяйства курорта;
провести инвентаризацию выгребных ям и в местах, где невозможно подключение объектов к канализации, выполнить локальные очистные сооружения хозфекальных стоков;
решить вопросы по закрытию и рекультивации существующей свалки;
продолжить работы по восстановлению лесов и очистке зон санитарной охраны Пятигорского и Бештаугорского месторождений минеральных вод;
обязать владельцев объектов в первой зоне санитарной охраны курорта обеспечить проведение мероприятий по защите месторождения минеральных вод от загрязнения:
планово-предупредительная регулярная очистка закрепленной территории;
перекладка сетей канализации и водопровода в соответствии о требованиями для первых и вторых зон санитарной охраны;
ремонт и прокладка новых сетей ливневой канализации.
24. Развитие санаторно-курортного и туристического комплекса
Применительно к городскому хозяйству в целом удельный вес курортно-рекреационной сферы города Пятигорска существенно ниже, чем в других городах-курортах.
В этом смысле город Пятигорск - наименее "курортный" из всех городов-курортов Кавказских Минеральных Вод.
Однако, учитывая высокую оценку уникальных курортно-рекреационных ресурсов Пятигорска (разнообразные минеральные источники, лечебные грязи, благоприятный для отдыха и лечения людей климат), а также возросшую значимость для России курортов Кавказских Минеральных Вод, в стратегическом плане главной функцией города, безусловно, следует назвать курортную. Надо сказать, что относительная возможность города Пятигорска для роста курорта в перспективе по сравнению с другими городами-курортами Кавказских Минеральных Вод ограничена в меньшей степени, что относится как к гидроминеральной базе, так и к территориальным ресурсам курорта.
Важно, что в городе Пятигорске работают клинические, реабилитационные и научные центры, создавшие проверенные временем уникальные лечебно-оздоровительные технологии.
Сегодня в городе насчитывается 22 здравницы на 6539 мест, в том числе 6 здравниц ФНПР на 2582 места.
Сокращение вместимости курорта с показателей доперестроечной численности отдыхающих в 12 - 14 тыс. произошло за счет выведения части объектов из оборота и проведения реконструкции ряда объектов с повышением комфортности проживания.
Цель развития санаторно-курортного комплекса - это поэтапное доведение вместимости курорта до показателей доперестроечной численности отдыхающих, а именно до 9 тыс. мест к 2020 году, и до 12 тыс. мест к 2030 году.
Для достижения намеченных показателей развития санаторно-курортного комплекса предлагается проведение следующих мероприятий:
в исторической части города провести реконструкцию существующего жилого фонда, в том числе ветхого и аварийного, по ул. Теплосерная, Маркса, Чапаева, верхняя часть проспекта Кирова и т.д. с изменением назначения существующих жилых домов под объекты санаторно-курортного комплекса - частных пансионатов малой этажности и санаториев с высокой степенью благоустройства (ориентировочно на 2,0 тыс. отдыхающих). При этом необходимо уделить особое внимание памятникам истории, архитектуры и градостроительства, проведя их реконструкцию с сохранением архитектурного облика исторически сложившейся застройки. Расселение людей из реконструируемых районов предлагается производить в микрорайон "Западный>, а также в ту долю муниципального жилья, которая выделяется из коммерческой застройки по инвестиционным договорам;
на месте выносимого мясокомбината и следственного изолятора на юго-восточном склоне г. Машук разместить объекты санаторно-курортного комплекса на 700 отдыхающих;

]]>
270. Концентрация комплекса существующих учреждений высшего профессионального образования (кроме ПГЛУ и ПГФА) с размещением их в отдельном студенческом городке в южной части города, при положительном заключении ФГУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии в СК в г. Пятигорске", может быть рассмотрен вопрос расположения его в северной части города.
271. Развитие сети объектов социальной защиты населения с доведением уровня обеспеченности населения города Пятигорска:
1) домами-интернатами малой вместимости для граждан пожилого возраста (в расчете на 1 тысячу жителей города Пятигорска после 60 лет) - до 6 мест к 2020 году, с увеличением до 10 мест к 2030 году;
2) центром социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов (в расчете на 100 тысяч жителей города Пятигорска) - до 0,48 единицы к 2030 году.
272. Реконструкция и модернизация объектов социальной защиты населения с повышением количества рабочих мест по существующему уровню обеспеченности населения города Пятигорска в расчете на 100 тысяч жителей города Пятигорска:
1) комплексного центра социального обслуживания населения - 0,48 единиц;
2) территориального центра социальной помощи семье и детям - 0,48 единиц;
3) детского дома-интерната санаторного типа - 0,48 единиц.
273. Создание двух домов-интернатов малой вместимости для граждан пожилого возраста: первый - у подножия горы Бештау до 2020 года, второй - в микрорайоне Энергетик до 2030 года.
274. Строительство центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов на южной окраине города.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru